Воскресенье, 22.12.2024
×
Финансовый «новогодний огонек»

Год культуры ПФИ

Аа +
+3 -0

Василий Заблоцкий, руководитель СРО НФА, предложил объявить 2021 год годом культуры производных финансовых инструментов в ходе одноимённого форума. Несмотря на впечатляющий рост рынка деривативов на российском рынке, данный вид инструментов всё ещё остаётся пока нишевым и экзотическим.

10 трлн рублей

30 сентября 2021 года СРО Национальная Финансовая Ассоциация (НФА) провела XVI международный форум «Российский рынок производных финансовых инструментов» или Derivatives-2021, пригласив на мероприятие ведущих экспертов в этой области, а также представителей регулятора и Минфина.

– Рынок ПФИ развивается. Бросается в глаза такая цифра, как 10 трлн рублей, – открыл форум Михаил Ковригин, директор департамента стратегического развития финансового рынка Банка России.

Представитель регулятора отметил две важных особенности нынешнего состояния рынка. Первое: рынок ПФИ сконцентрирован на банках.

– А нам бы хотелось, чтобы и другие профессиональные участники активно принимали участие в развитие этого рынка.

Вторая проблема связана с налогообложением. По словам Ковригина, в ходе проверок налоговая инспекция часто переквалифицирует хеджирующие сделки и выставляет эмитентам дополнительные налоговые сборы:

– Это дестимулирует казначеев, чтобы они заключали такие сделки. Это проблема и мы её понимаем, берём в работу.

Михаил Ковригин также рассказал о важных изменениях, касающихся регулирования рынка ПФИ за последнее время, в том числе про расширение перечня базисных ПФИ.

С 2022 года перечень пополнится, например, финансовыми инструментами, которые выпущены в соответствии с иностранным правом, а также отчётностью эмитентов.

Согласно данным Банка России, в номинальном выражении объём рынка увеличивался более чем в 1,5 раза ежегодно, начиная с 2018 года и превысил 10 трлн рублей к настоящему времени. В качестве причин регулятор называет: 1) Активное наращивание кредитования по плавающим ставкам; 2) Рост операций в долларах в связи со снижением ставок до отрицательных значений.

Помимо это Ковригин отметил такую проблему, как непризнание нашего рынка со стороны иностранных регуляторов:

– Интерес нерезидентов к рынку ПФИ большой, а вот официального признания пока нет. Будем работать и над этим.

Он также призвал популяризировать успешные сделки по ПФИ, а не только «скандальные».

«Сбербанк-Транснефть» больше не повторится

Анатолий Аксаков, руководитель Комитета по финансовому рынку Госдумы, кратко остановился на принятых законах в рамках развития рынка ПФИ:

– Мы сделали всё, чтобы больше не повторялась история Сбербанка и Транснефти. Теперь все участники являются квалифицированными инвесторами, а, значит, полностью несут ответственность за принятые решения.

По его словам, теперь стоит приложить усилия для решения проблемы налогообложения нерезидентов при заключении сделок с деривативами. Очень надеюсь, что в ближайшее время мы сблизим позиции с Минфином – он концептуально поддерживает нас.

«Как объяснить, что такое ПФИ?»

Иван Чебесков, директор департамента финансовой политики Министерства финансов, начал своё выступление с того, как простым языком объяснить, что такое деривативы:

– Сегодня утром меня спросила моя 4-летняя дочь, куда я иду. И я не смог объяснить ей значение ПФИ. Это проблема, потому, что до конца люди не понимают, что такое деривативы.

По его словам, важно рассматривать развитие рынка в рамках ответственного устойчивого развития:

– Чтобы участники рынка рассматривали ПФИ для хеджирования рисков, а не для переупаковки рисков.

По данным Чебескова, в России ПФИ используют в настоящее время всего 10% компаний, в то время как на Западе – 80%.

«В России ПФИ используют в настоящее время всего 10% компаний, в то время, как на Западе – 80%”, – Иван Чебесков, Минфин

– Почему? Во-первых, это зависит от глубины рынка. 10 трлн рублей – это совсем немного, если сравнивать с глобальным рынком ПФИ. Во-вторых, это вопрос культуры хеджирования и нашего менталитета. По честному. Мы смотрим на хеджирование как на что-то такое, что нужно делать, если что-то плохо пойдет.

По его словам, необходимость стабилизации финансовых потоков только начинает приходить в нашу культуру. Менеджеры понимают, насколько важна эта стабильность, поэтому хеджируются.

Говоря о необходимости заставить хеджироваться госкомпании, представитель Минфина напомнил, что у таких компаний «много социальной составляющей»:

– Да, мы должны подталкивать, но полностью принудительным институт ПФИ делать нельзя. Менеджеры должны сами.

Василий Заблоцкий, глава СРО НФА, предложил сначала провести работу по оценке рисков:

– Сначала компании должны оцифровать риски. Потом провести работу по отношению к этим рискам. Если риск небольшой, то, возможно, ПФИ и не нужен. А если большой, то нужен, возможно, на какую-то часть.

Заблоцкий считает, что необходимо принять стратегию на уровне Совета директоров в отношении хеджирования рисков, чтобы у менеджмента не возникало вопросов.

Тестирование инвесторов

Руководитель НФА также предложил объявить 2022 год годом культуры ПФИ.

1 октября 2021 года брокеры обязаны проводить тестирование своих клиентов при заключении сделок со сложными финансовыми инструментами. В этой связи Василий Заблоцкий попросил спикеров прокомментировать нововведение.

Иван Чебесков ответил, что стоит подождать и посмотреть на первые результаты:

– Но, могу сказать уже сейчас, что считаю, что деривативы для неквалифицированных инструментов не насущным инструментом – куда они должны бежать и вкладываться.

Представитель Минфина рассказал, как в 90-х годах за границей он успешно прошёл тест и начал торговать ПФИ:

– И довольно быстро я просадил все свои деньги. Небольшие, но просадил.

Биржевой рынок ПФИ вырос в 12 раз

Елизавета Данилова, директор Департамента финансовой стабильности Банка России, привела несколько цифр о рынке ПФИ:

По её словам, внебиржевые валютные свопы составляют основной сегмент рынка.

– Почти все сегменты рынка ПФИ показали в последнее время максимумы.

Что касается биржевого рынка ПФИ, то этот рынок в 20212 года вырос в 12 раз, рассказала Данилова.

– Мы видим большой интерес к этому рынку со стороны частных розничных инвесторов. Их доля составляет почти 53%. Мы видим, что рынок становится розничным. Это риски, будем мониторить ситуацию.

Наиболее ликвидными инструментами на срочном рынке являются фьючерсы на индекс РТС, на нефть марки Brent, на валютную пару доллар США/рубль. Начиная с 2022 года, Московская биржа планирует запуск торгов опционами непосредственно на акции. В отличие от текущей архитектуры рынка опционов, где участвуют физические лица, в качестве базовых активов выступят не фьючерсы, а наиболее ликвидные акции российских и иностранных эмитентов. Рынок будет ориентирован на розничных инвесторов, для этого торговлю планируется проводить небольшими лотами.

Татьяна Кузьмина, экономический советник Департамента исследований и прогнозирования Банка России, рассказала, что с 2019 года регулятор отмечает взрывной рост процентных деривативов:

– Банки начали более активно управлять процентным риском – более активно стали кредитовать под плавающую ставку.

Татьяна Кузьмина отметила, что ставка Моспрайм – наиболее популярная на сегодняшний момент – обладает большими недостатками:

– Потому, что она основана не на реальных сделках, а на оценочных суждениях. Во всем мире идёт уход от таких ставок. Мы видим, что причина, что банки не хотят на неё переходить, в том, что они не хотят предпринимать усилия, встраивать новую кривую доходности. Мы рассчитываем, что участники рынка будет использовать ставку Ruonia.

Основную долю на российском рынке процентных ПФИ занимают процентные свопы. Несмотря на снижение их доли в общем объеме процентных деривативов, они продолжают играть ведущую роль на рынке. Основными участниками процентных свопов являются системно значимые кредитные организации (СЗКО) и нерезиденты: на нетто-основе, как правило, интерес СЗКО заключается в уплате нерезидентам фиксированных платежей через процентные свопы в обмен на плавающие поступления. Такая возможность для СЗКО. Нередко корпоративные заемщики отказываются от хеджирования процентного риска. Это может привести к негативным последствиям в период ужесточения денежнокредитной политики и в целом требует внимания регулятора с позиции потенциальных рисков для финансовой стабильности. Так, в случае повышения процентных ставок в экономике отсутствие должного внимания у корпоративных заемщиков к управлению процентным риском может создать проблемы прежде всего для менее крупных компаний, которые зачастую в большей степени зависят от кредитных средств и не располагают широким спектром источников фондирования.

Москва.

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)