При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
На конференции «Рынок облаков в России», организованной CNews 9 февраля, встретились провайдеры и заказчики облачных решений для бизнеса. Одни рассказали о преимуществах облачных сервисов, а другие – об особенностях их практического применения. В итоге сложилась более или менее объективная картина.
Открывая конференцию, модератор Антон Кураш из CNews перечислил возможности, которые облачные сервисы открывают для бизнеса. В высококонкурентных областях, таких как банкинг и ритейл, сегодня уже не стоит вопрос, нужно ли пользоваться облаками: к этому активно побуждают окружающие условия. Однако при переходе на облачные решения у 95% компаний возникают определенные проблемы.
В ночную смену
Первая часть конференции была отдана целиком в распоряжение провайдеров.
Эдуард Горбунов, эксперт центра компетенций облачных решений МРФ «Центр» ПАО «Ростелеком», поделился: «Когда облачные технологии только зарождались, компания даже особо не хотела в этом участвовать». Сегодня же она – один из крупных поставщиков в данной сфере, имеет более 400 клиентов. «В голом виде облако заказчикам не интересно, им интересны дополнительные сервисы. Это привело к созданию центра компетенций, который занимается общением с клиентами, собирает вести с полей», - пояснил докладчик. Сотрудники центра наряду с аналитиками участвуют в принятии решений по развитию продуктов.
«Облачным» функционалом клиенты могут управлять самостоятельно, без привлечения службы технической поддержки. Но иногда она все же нужна. Горбунов рассказал, что специалисты техподдержки проводят наиболее важные работы по ночам и в выходные, так оказалось удобнее.
Оплата по факту
Вице-президент по технологическому консалтингу Oracle Павел Захаров заявил, что под облаком все понимают разное. Есть несколько разновидностей облачных услуг: частное облако, публичное облако, IaaS (инфраструктура как сервис), PaaS (платформа как сервис), SaaS (бизнес-приложение как сервис). Резюмируя, он отметил, что в облачные сервисы спокойно можно переносить даже промышленные критические системы.
Андрей Краснов, руководитель направления технического развития IBS DataFort, рассказал, что клиенты часто приходят уже с готовыми формализованными требованиями к облачным сервисам. Они бывают очень похожи между собой, особенно когда у компании не определен бюджет. В этом случае использованные ресурсы оплачиваются уже по факту. Вслед за представителем «Ростелекома» Краснов решил поднять тему технической поддержки. Он отметил, что ночью компания проводит лишь плановые работы, а аварийные – днем. «Аварийные – это плохо» - шутливо заметил сидевший неподалеку Эдуард Горбунов.
Кому компенсацию?
Сергей Ерин, директор по развитию облачных сервисов LanCloud, остановился на финансовой гарантии, которую предоставляет компания. Если происходит сбой, она платит заказчику штраф. Речь о так называемом SLA (англ. Service Level Agreement, соглашение об уровне предоставления услуги), которое прописано в договоре. Чем больше время простоя – тем выше штраф. Сбоев с потерей данных у компании никогда не было, и это практически невозможно, поспешил уточнить Ерин. Он добавил, что потери данных бывают даже у крупных провайдеров, а мелкие иногда закрываются, исчезнув вместе с данными без следа.
Позднее, во время заключительной дискуссии, гости конференции развили тему SLA. Клиенты облачных сервисов разные. Для кого-то приемлем час простоя в сутки, а для кого-то и пять минут простоя в месяц – это катастрофа. Таких не утешат штрафы. Поэтому прописать типовые условия в договоре довольно тяжело.
«Доступные, прозрачные и, наверно, эффективные…»
Вторая часть конференции была отведена потребителям облачных решений. Оказалось, что и здесь у разных компаний очень непохожие пути.
Илья Арсентьев, директор по информационным технологиям Pony Express, рассказал, что изменить подход к ИТ-инфраструктуре компанию подтолкнула новая бизнес-стратегия и органический рост бизнеса. По признанию Арсентьева, долгие годы в Pony Express очень мало инвестировали в ИТ. Поэтому, когда пришло время, решили, что модернизировать существующие мощности нецелесообразно, и приобрели готовое облачное решение у Microsoft. Пользователей в облако переводили постепенно. «Сначала возникла некоторая эйфория, но потом обнаружились шероховатости» - вспоминает ИТ-директор. Например, не всегда вовремя происходила синхронизация в календарях. Настройка продукта, конфигурирование и устранение проблем заняли около четырех месяцев. Теперь планируется перевод всех сервисов компании в облака, он будет осуществляться постепенно, на протяжении трех лет. Илья Арсентьев призвал представителей бизнес-сообщества: «Капитальные затраты в ИТ в наше трудное время поддерживать очень сложно, давайте использовать новые инструменты, тем более что они стали доступными, прозрачными и, наверно, эффективными».
Облако своими руками
Алексей Малафеев из филиала «Невский» «ТГК-1» сразу заинтриговал гостей конференции: «Мой рассказ про то, как не пользоваться публичными облаками, а попробовать построить свои». Данный процесс в компании начался в 2010 году, и во многом был связан с необходимостью переезда из центра Петербурга. Было принято решение построить ЦОД самим. Причем не один, который «выдержит удар атомной бомбы», а два, но территориально разнесенных. Эти два дата-центра сегодня располагаются на расстоянии 50 км друг от друга, но работают фактически как один. Служба безопасности компании не рассматривает вариант размещения данных в публичном облаке, - пояснил Малафеев.
Как не ходить на работу
«Облака оказывают воздействие на наши компании, на модель организации работы, на менталитет, если хотите. Не знаю, как ваши компании, а моя изменилась за последние год-полтора очень сильно, и я связываю это в первую очередь с использованием облачных решений» - поделился ИТ-директор группы АВВ Владимир Шевченко. Он напомнил, что облака используются уже достаточно давно, не первый десяток лет, но раньше они были только частными. Однако экономическая реальность в 2013 году заставила многих оптимизировать расходы. К частным облакам начали присоединять элементы публичных. Как следствие, сегодня сотрудник российского офиса ABB может иметь полноценное рабочее место на любом девайсе, где доступен Citrix-клиент. «А недоступен он сейчас разве что с телевизора» - добавил Шевченко. Это дает совершенно новые возможности для мобильности сотрудников, для работы вне офиса. Благодаря тому, что все необходимые данные расположены в дата-центре, работа компании не прерывалась на время недавнего переезда. Сотрудники несколько дней работали из дома, и никаких проблем не возникло. «В новом офисе я захожу в open space и вижу, что половины сотрудников нет» - рассказал Шевченко. При этом работа не прекращается и продуктивность не снижается, заверил глава ИТ-подразделения.
Это слишком личное
Антон Исанин, начальник управления производительности дирекции архитектуры и стратегии «Альфа-Банка» сообщил, что в этой организации в России работает 25 тысяч человек и поэтому ее «тяжело шевелить». Но прогресс в информационных технологиях, конечно, неизбежен. В «Альфа-Банке» используют гибридную инфраструктуру – как частные, так и публичные облака. Причем последних – всего 10%. Они, если можно так сказать, меньше нравятся ИТ-специалистам, потому что в данном случае невозможно управлять стоимостью. Однако это необходимый запас мощностей. Современные технологии ускоряют все процессы в десятки раз, подытожил эксперт. Чуть позже из зала ему адресуют вопрос: «Когда же банки переведут в облака процессинг?». И Антон Исанин от удивления эмоционально переспросит: «Процессинг? Процессинг?!». Затем он соберется и ответит, что в обозримом будущем банк не собирается переносить в облака все, что связано с персональными данными клиентов.
Не страхуют, потому что непонятно
В конце мероприятия состоялась открытая дискуссия, на которой обсуждали вопросы прикладные и глобальные: от типовых договоров, заключаемых между провайдерами и клиентами, до роли ИТ-специалистов в судьбах бизнеса.
Принято говорить об оптимизации затрат, которая достигается благодаря облачным технологиям. «На самом деле, вопрос не в экономии, а в том, какой драйвер можно привнести в бизнес, используя облачную инфраструктуру» - высказался Александр Парамонов директор по маркетингу и PR «Тионикс». В свою очередь, ИТ-специалист внутри компании – это «брокер» бизнес-сервисов, умеющий их оценивать, совмещать между собой и контролировать качество предоставляемых услуг.
Вопрос, волнующий и поставщиков, и клиентов – перспективы страхования облачных сервисов. На данный момент страховые компании совершенно не готовы оценивать риски при страховании от потери данных. Нет методологии расчета, нет статистики. Одним словом, много непонятного, и разбираться в этом страховщикам пока не хочется. Да и вообще, слишком они непредсказуемые, эти новые технологии. Непонятно, чего от них ждать. «Запуски ракет страхуют, а нас – не хотят…» - грустно констатировали в зале. «Может, поступит какое-нибудь указание сверху, и тогда..?» - предположил кто-то из присутствующих. Что ж, пожалуй. Тогда и разберутся, и застрахуют.
Конечно, регулятор всегда как бы незримо присутствует рядом, что бы ни происходило. Таков российский уклад. Антон Исанин предположил, что рано или поздно Центробанк начнет предоставлять платформу (PaaS), на которой можно будет легко сконструировать банк. В целом же степень проникновения облачных технологий в банковский бизнес уже очень высока. Есть банки, не имеющие ни одного физического отделения. Примерно 5-6 банков практически полностью перевели в интернет все ключевые операции, включая кредитование.
Москва.
обсуждение