При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Примерно так можно кратко обозначить основной лейтмотив выступлений на Международном форуме «Кипр. Инвестиции и налоги 2017», прошедшем 7 июня в Торгово-Промышленной Палате РФ. Поговорили обо всем понемногу: о хорошем климате (как погоде, так и фоне для вложения денег), о новых девелоперских проектах, о рае для пенсионеров и о том, что отныне «зарыть» нечистые финансы в кипрскую землю практически невозможно.
Какие ассоциации возникают при упоминании Кипра? Остров Афродиты. 320 солнечных дней в году. Оффшоры… Но последнее стало неактуальным. С 2014 года Кипр больше не является оффшорной зоной. Однако на любви россиян к острову это никак не сказалось. Напомним, что Кипр стал одной из первых стран, доступных нашим согражданам. В 90-е годы прошлого столетия Кипр даже называли 16-й союзной республикой. Мы хорошо сориентировались и быстро поняли, что остров, благодаря дружелюбному законодательству, прекрасно подходит для финансовых операций. Даже банковский кризис 2013 года не ослабил поток российских инвестиций. Сегодня Кипр занимает первые позиции среди стран, где работаю деньги россиян.
На острове прекрасная погода
«Мы благодарны россиянам, которые инвестируют в кипрскую экономику, - прозвучало из приветственной речи Консула Республики Кипр в Москве Георгиоса Касулидиса. – В том числе они обеспечили рост ВВП республики на 3,7% в 2016 году». Для стимуляции дальнейшего денежного потока на острове максимально упростили процедуру получения кипрского паспорта, обладающего всеми преференциями документа гражданина ЕС.
Сегодня, чтобы претендовать на паспорт, наши соотечественники должны проинвестировать 2 млн евро в недвижимость. Это может быть один объект, предназначенный для проживания. Или несколько жилых зданий. Или «микс» из жилой и коммерческой недвижимости. Правда, в этом случае объем вложений повышается до 2,5 млн евро. Владеть этими активами необходимо в течение 3 лет. Затем можно продавать и приобретать что-то более дешевое. Господин консул подчеркнул, что есть альтернативные варианты – пакет с инвестициями на сумму 500 тысяч евро. Но детали Касулидис не раскрыл, особо подчеркнув, что способы есть и договориться всегда можно. По его словам, более 100 тысяч россиян в прошлом году подали заявление на получение кипрского гражданства. Он также добавил, что выступает против санкций как инструмента политического давления. Резюме – на острове прекрасная погода, мы одной крови (в смысле одной религии), на Кипре море, песок, свежая рыба, красивые дома, у россиян деньги, поэтому давайте дружить.
Самая безопасная страна в Европе – 1 (среди стран ЕС)
учшая страна для бизнеса (по данным Forbes) – 27/145
Лучшая страна для переезда (за 2014 год) – 4/144
Путешествия и Туризм (по данным Всемирного Экономического Форума) – 29/140
Качество высшего образования (за 2015 год) – 4/144
Глобальный инновационный индекс – 27/142
Окружающая среда – 21/140
Качество воды для мытья – 1/ЕС28
Тему красоты и дружбы подхватил представитель ведущего кипрского застройщика – компании Leptos Estates. Его выступление началось с промо-ролика, призванного подчеркнуть настоящие ценности (кроме денег): благополучная среда, здоровье, семья. Девелопер также поблагодарил россиян, которые «что-то знали», ибо ничем иначе как инсайдом (в хорошем смысле) нельзя объяснить то, что в самый разгар банковского кризиса россияне проинвестировали строительство восьми гостиничных комплексов на Кипре. «Они не прогадали!» - воскликнул темпераментный киприот. Теперь гостиницы приносят доход, создают рабочие места: показатели безработицы на острове снизились с 17 до 10%. Туристический поток в текущем году уже превышает прошлогодние показатели на 27%. «А еще у нас нашли газ», - напомнил девелопер. Уточним, что запасы природного газа на острове оцениваются в более чем 127 млрд кубических метров.
Затем представитель застройщика кратко рассказал и показал, куда сегодня можно вложить деньги. Он особо выделил элитный жилой комплекс Del Mar в Лимасоле. Это проект британских архитекторов, выполненный в стилистике, близкой арабским шейхам. Нечто подобное можно увидеть в Дубаях и других эмиратах. По задумке это будет не просто жилой объект, а «все в одном» плюс услуги отельного типа. У Leptos в активе имеются также комплекса отдельно стоящих вилл. Все это на первой линии моря.
Киприоты не уставали повторять – приезжайте, везите ваши деньги: «У нас самая простая процедура легализации. Не надо сдавать экзамены, тесты, даже присутствовать не нужно, если только вы не ставите своей целью стать налоговым резидентом Кипра. В этом случае надо прожить на острове не менее 183 дней. Но мы уже решаем этот вопрос. Скоро сроки сократят до 90 дней. Мы даже готовы обсуждать инвестиции от 300 тысяч евро».
В зале поинтересовались, насколько близка к правде реклама, где Leptos обещает потенциальным инвесторам в качестве комплимента бесплатное размещение в одной из гостиниц. «Приезжайте, - прозвучал ответ. – У нас номерной фонд 3,5 тысячи мест, разместим всех».
«Я бы не стал говорить про недвижимость Кипра как именно инструмент для инвестирования», - несколько умерил пыл предыдущих ораторов глава Rossmils Investments в России Алексей Могила. Он полагает, что это, скорее, дачный вариант: «Кипр – идеальное место для проживания пенсионеров, многие россияне здесь покупают дома для своих родителей. Я бы сказал, что Кипр – это как домашняя кухня, где можно ходить в халате и тапочках, настолько комфортно и уютно».
Юрий Темирбулатов, эксперт по взаимодействию с инвесторами компании TFH, поделился личным опытом приобретения недвижимости на острове. Он рассказал, что обязательно надо изучить владельцев и застройщиков проекта. Есть ли свое оборудование, сколько объектов построили и сдали, имеется ли управляющая компания: «Не все готовы постоянно жить на Кипре, а за домом надо следить». Темирбулатов сделал небольшой расчет, во сколько обходится содержание жилого здания: «Я беру для примера довольно дорогой дом, стоимостью более 3,5 млн евро. Это 500 квадратных метров жилой площади, сад порядка 1800 квадратных метров плюс бассейн. Страховка обойдется примерно в 1200 евро за год. Вывоз мусора – 200-250 евро в год. Налог на канализацию – 700 евро в год. Местный налог – 100 евро в год. Депозит за воду и электричество – еще 300 евро. Уход за садом – около 200 евро в месяц, чистка бассейна – 100 евро в месяц. Но повторюсь, это дорогое жилье, на острове можно найти значительно дешевле». Темирбулатом также отметил, что самый дорогой город – Лимасол. Его давно облюбовали русские, поэтому цены там повыше, чем в других городах.
Не спрячется, не скроется
Следующая часть форума была посвящена вопросам международного обмена информацией. Напомним, что еще лет десять тому назад, когда Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), заявила о необходимости свободного обмена финансовой информацией между странами, многие считали, что это невозможно. Что такие страны, как Кипр, которые традиционно считаются «тихими гаванями» для капитала, не будут выдавать происхождение денег своих инвесторов. (К слову, Кипр и Россия пока не ратифицировали соглашение о взаимной защите инвестиций). Но реалии мира поменялись. В 2016 году 50 стран мира уже договорились об обмене информацией. В 2017 году в эту компанию должна включиться и Россия. «Но у нас до сих пор нет рамочного закона на эту тему, - пояснила представитель компании Ernst & Young Мария Фролова. – Пока соответствующий документ не принят, то в принципе и говорить не о чем. Теоретически у Госдумы РФ еще есть время, сам проект закона подготовлен». Фролова пояснила, что принцип обмена информацией заключается в том, что любая страна вправе запросить, а другая – предоставить – ответы на вопросы: откуда деньги, какова история их происхождения, уплачены ли налоги и так далее. Она добавила, что сегодня спрятать капиталы невозможно, все перемещения финансовых потоков отслеживаются. Понятно, что основная цель обмена информацией – это предотвращение финансирования террористов, а также поиск уклонистов от уплаты налогов. Неуплата обязательных платежей относится к категории тяжких международных преступлений. Основные цели – благие, но как еще будут использовать полученную информацию о компаниях, которая в некотором роде является коммерческой тайной, задалась вопросом Фролова. По ее мнению, прошел слишком небольшой временной отрезок, чтобы делать какие-то выводы. «Но механизм заработал, и будет работать впредь, вовлекая все больше стран в этот процесс. Впрочем, и ранее Республика Кипр предоставляла необходимые сведения по запросу для российских сторон», - сказала Фролова. Она напомнила, что основная проблема заключается в установлении истинных бенефициаров: «Несколько лет назад была целая эпопея с поиском получателей конечной прибыли аэропорта «Домодедово». Я хочу отметить, что сегодня, если есть желание работать в кипрской юрисдикции, надо именно работать на Кипре, а не думать, что на острове будет «коробочка», а основная деятельность будет вестись в России». Тоже самое касается и фондов, трастов, страховых структур. «Кипр прекрасен, но зарыть свои капиталы тайно, как пиратский клад не получится», - такой вывод можно сделать из доклада Марии Фроловой.
Москва.
обсуждение