При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Коучи, хедхантеры, эйчары, рекрутеры, карьерные консультанты и прочие эксперты, которые в прежние времена назывались емким словом «кадровик», собрались вечером 23 августа в ресторане Pravda Event, чтобы дать советы тем, кто ищет работу или жаждет продвижения по службе, в том числе в финансовой сфере. Мероприятие называлось «Вся правда о резюме» и проводилось в формате «битвы мнений». Организатором выступила компания Consulting Club.
Как правильно составить резюме, какую информацию нужно в нем указать, на чем сделать акценты, стоит ли прибегать к помощи профессионалов, какие каналы использовать для поиска работы, как вести себя на собеседовании? На эти и другие вопросы в ходе встречи спикеры пытались ответить в своих «импульсных», как их охарактеризовали организаторы, выступлениях.
Светлана Зайцева, основатель Consulting Club, сразу указала на парадокс, существующий ныне на рынке труда: «Многие инструменты, которые помогали закрывать позиции 2-3 года назад, сегодня не работают. С одной стороны, все больше людей, разместивших свои резюме на профильных ресурсах, говорят, что практически не получают на них откликов. Кадровые агентства заявляют об отсутствии вакансий, особенно это касается топовых кандидатов. И при этом, с другой стороны, работодатели жалуются на кадровый голод. Соискатели и работодатели превращаются в параллельные субстанции».
Приглашенный в качестве модератора Ваган Дарбинян, директор по развитию агентства Benchmark Executive Recruitment, призвал всех участников встречи, которые представляли разные стороны процесса – соискателей, работодателей, посредников, консультантов – активно участвовать в дискуссии, каждого – со своих позиций.
Для начала он предложил сравнить резюме с платьем, которое женщина может либо выбрать или даже пошить сама, либо – обраться за помощью к продавцу или портному. При этом, по его словам, в первом случае, итог будет отражением собственных мыслей, вкуса и логики человека, а во втором – добавятся чужие. «Резюме – это инструмент для продвижения и продажи себя. Если платье рассматривать в таком плане, то такое сравнение вполне уместно», – откликнулась на предложение Татьяна Логинова, партнер компании Pro Business.
- Для меня платье равно резюме, – сказала Виктория Ирбаиева, экс-HR-менеджер, а ныне создатель собственного бренда одежды. – Когда вам стилист подбирает платье или кто-то профессионально помогает составить резюме – в этом нет ничего плохого. Он же не пишет что-то не про вас. Тот же карьерный консультант просто вытащит всю вашу суть, которую нужно отразить в документе, поможет правильно презентовать соответствующую информацию.
Иное мнение высказал Борис Артюшин, хедхантер. По его словам, составление резюме – это интеллектуальная эпистолярная работа, которую все же имеет смысл делать самому.
- Вопрос в том, чего вы хотите достигнуть, – вступила в разговор Алена Владимирская, HR-инноватор, руководитель проекта «Антирабство». – Конечно, все можно сделать самостоятельно. Если цель – научиться писать хорошее резюме, то делайте сами. Но, не забывайте, что на рынке труда вы – товар. И если вы хотите продаться дорого, найти лучшую должность, то не пишите резюме сами, если не умеете. Это все равно, что спортсмен, который будет сам устаивать свои переходы из клуба в клуб, не зная всех тонкостей бизнеса. Поэтому при поиске хороших мест важно найти хорошего профессионала.
Анна Старикова, партнер и генеральный директор РКА-Консалтинг, уточнила, что резюме должно составляться целевым образом под конкретную позицию. «Так же, как и платье, оно должно быть уместно для определенного события. И тогда на него обратят внимание», – сказала она.
На вопрос модератора о том, что в резюме «цепляет» работодателя, Анна Старикова перечислила: структура, грамотность, целеполагание и основные достижения. «В первую очередь работодатель ценит наличие опыта, – продолжила Елена Никифорова, руководитель отдела по работе с соискателями SuperJob. – Это однозначно. Он также смотрит на достижения, результаты, ключевые навыки, которые соответствуют позиции, на которую претендует соискатель».
Елена Сорочан, коуч-куратор корпоративного университета Сбербанка, предложила учитывать практические нюансы процесса поиска людей на конкретные вакансии, которые существуют в крупных корпорациях. «Изначально поручение подобрать человека на должность попадает в HR-отдел, где сидят, как правило, молодые девочки и мальчики. И им говорят – надо найти кандидатов. После чего они начинают смотреть базу на профильных ресурсах, забивая в поисковик ключевые слова, соответствующие данной позиции. И если вы не указали в резюме эти слова, то какие-бы суперпреимущества вы не описали, вы полетите мимо. Между тем, профессионалы знают, что написать, где расположить. А работа с коучами перед тем, как идти на собеседование, который поможет вам расставит нужные акценты», – высказала специалист свое мнение.
В качестве одной из распространенных ошибок при составлении резюме Елена Витчак, директор академических программ бизнес-школы «Сколково», назвала стремление перечислить максимально количество своих заслуг, в том числа давно минувших дней. «Некоторые люди пишут по восемь страниц текста про то, что они сделали много лет назад, и когда начинаешь читать, то сразу понимаешь – «сбитый летчик». Поэтому рекомендую делать акцент на актуальной информации», – сказала Елена Витчак. И посоветовала учесть, что рекрутер, а затем и работодатель тратят на прочтение каждого резюме в среднем не более 30 секунд.
Алена Владимирская в связи с этим предложила соискателям выделять два-три своих уникальных преимущества и помимо резюме указывать их в теле сопроводительного письма в электронной почте, которое попадает на глаза работодателю в первую очередь. «Информация о человеке на самых первых этапах ознакомление с ней должна вызвать у нанимателя или посредника желание с ним познакомиться», – согласилась Екатерина Егорова, магистр по направлению «Управление человеческими ресурсами» Высшей школы экономики. При этом в качестве распространенного «ляпа», связанного с электронной почтой она назвала некорректные адреса, с которых присылаются письма. «Бывает такое, что претендент на позицию, скажем, зампреда банка присылает резюме с великолепной бизнес-подачей. Но с какого-нибудь адреса «кошечка2017». Это сразу вызывает серьезные вопросы у работодателя», – рассказала она.
Тему типовых ошибок продолжил Ваган Дарбинян, который продемонстрировал на экране несколько фото, которые люди прилагают к своим резюме: одинокий мужчина за пустым столом у новогодней елки, парень с прицепленными заячьими ушами, девушка, снятая чуть ли не в стиле ню, еще один молодой человек, расположившийся в неубранной кровати с чашкой кофе…
- После того, как я попала в IT-сферу, я возьму человека, даже если он будет снят в трусах и мятой майке, лежащим на диване, – вступила в разговор Наталия Даниленко, начальник управления по работе с персоналом компании «Сбербанк-Технологии». – Все, о чем говорили коллеги, для меня было важно, пока я не пришла в IT. Потому что уже сейчас недостаток специалистов здесь очень большой. Рынок «съеден», в том числе и нами – мы наняли за последнее время более 11 тыс. человек. И практически каждая крупная компания сейчас расширяет штат айтишников. Буквально через пару лет их дефицит, по некоторым прогнозам, достигнет уровня 2 млн. И для меня самое важное, чтобы человек умел делать то, что нужно банку.
На что Алена Владимирская заявила, что когда речь идет о дефицитных профессиях, то хороши любые способы поиска. «Программистов я ищу даже в Tinder и на порносайтах. Pornohub я смотрю чаще, чем мой муж», – разоткровенничалась она. После чего коллеги попросили ее разработать соответствующий курс.
- Спрос на рынке труда очень неоднороден, – объяснила свою позицию Алена Владимирская. – Что бы нам не говорил телевизор, скрытая безработица с точки зрения топ-менеджмента очень большая. Причем ситуация турбулентная. В той же банковской сфере есть опытные профессионалы, претендующие на ключевые позиции, которые не могут устроится на работу по 1,5 года. При этом финтех-банки столько же времени ищут людей на топовые должности. И это касается любой отрасли, где есть так называемые профессии будущего.
Алла Цытович, экс-банкир, основатель сети хостелов и мини отелей Nice Hostel Loft, в свою очередь, поделилась опытом нахождения на разных сторонах баррикад. «В свое время я как искала работу в банке, таки и, будучи топ-менеджером банка, подбирала людей. И у меня сложилось стойкое впечатление, что многое зависит от того, с каким «бутиковым» рекрутером вы работаете. То есть, у каждого профессионала, который работает на кадровом рынке, должны быть связи в той или иной области», – сказала она.
Спикеры долго рассказывали истории о том, кто, как и каким способом устраивал людей на работу, как на это влияли гендерные признаки, национальность, наличие у кандидата пирсинга или зеленых волос. Но потом Елена Речкалова, член советов директоров Абсолют банка, заместитель сопредседателя РСПП, подняла вопрос, который, как показалось, всех привел в замешательство. «А поднимите руки, кто знает, что такое профстандарты?», – попросила она. Несмотря на то, что в зале собралось много представителей профильного бизнеса, рук оказалось не так много. Елена Речкалова заметила, что обсуждать способы решения кадрового вопроса в ручном режиме можно сколь угодно долго, но без создания системы добиться положительного развития ситуации будет сложно. «Между тем сейчас такая система создается, – проинформировала она собравшихся. – Называется независимая оценка профессиональных квалификаций. Сейчас для каждой профессии, для каждой должности разрабатываются профессиональные стандарты и соответствующие оценочные средства. С 1 июля 2019 года профессиональные стандарты будут введены во всех государственных компаниях. Это значит, что все сотрудники должны будут сдать экзамены на профессиональную квалификацию. Все это будет оцифровано. А со временем, эта система распространится и на коммерческую среду». В результате, по ее словам, работодатели смогут легко выбрать претендентов из числа тех людей, которые прошли соответствующую аттестацию.
Москва.
обсуждение