При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Юристы считают, что для бизнеса сегодня самое время воспользоваться теми возможностями, которые предоставляет так называемая «амнистия капиталов», продленная российскими властями до конца зимы 2019 года. Об этом 6 марта шла речь на круглом столе, организованном группой компаний «Михайлов и Партнеры» (M&P Private Service Group).
Грядут времена, когда состоятельным россиянам, имеющим зарубежные счета и активы, будет все сложнее прятать их от государства – соответствующие законодательные новации для «обеления» капиталов последовательно вводятся как международными, так и национальными правовыми институтами. Для того чтобы люди не имели в дальнейшем неприятностей, связанных с привлечением к ответственности по налоговым, валютным и даже уголовным статьям, российские власти предлагают им добровольно задекларировать все свое имущество. Государство таким образом рассчитывает, что значительная часть активов, принадлежащая российским гражданам, вернется на историческую Родину, будет вовлечена в экономический оборот и увеличит налогооблагаемую базу.
Попытка номер два
Напомним, что первый этап «амнистии капиталов» прошел в 2015-2016 годах – с июля по июль. По оценкам министра финансов РФ Антона Силуанова, его результаты, оказались не слишком впечатляющими – налогоплательщики подали всего 7,2 тысячи деклараций. «Конечно, мы, может быть, рассчитывали на большее. Но вопрос в доверии: «вдруг информация о зарегистрированных компаниях, о счетах попадет в СМИ, нас начнет кошмарить правоохранительная система» и так далее», – комментировал ранее позицию бизнеса глава Минфина.
При этом, как писали «Ведомости», ссылаясь на информацию неких федеральных чиновников, к концу 2015 года было подано лишь 200 деклараций, а после продления «амнистии» на полгода, ФНС в итоге получила лишь 2500 деклараций.
Как бы то ни было, власти решили сделать еще один заход – операцию неофициально окрестили как «амнистия капиталов 2018». В феврале 2018 года депутаты оперативно рассмотрели пакет поправок (ФЗ-33, ФЗ-34 и ФЗ-35) к ряду федеральных законов, касающихся вопроса добровольного декларирования имущества и активов. В конце последнего месяца зимы соответствующие акты подписал президент РФ Владимир Путин, а с 1 марта они уже вступили в силу. Как рассказал в СМИ один из авторов поправок, председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, по его ожиданиям, вторая волна «амнистии» будет более популярна у граждан, на которых она рассчитана. «Могу только сказать однозначно, что число лиц, которые пройдут эту процедуру, будет намного больше, чем на первом этапе», – заявил в частности Анатолий Аксаков «Российской газете». По его словам, первая волна убедила сомневающихся граждан в безопасности декларирования иностранных активов: за бизнесом не пришли правоохранительные органы, и информация о декларантах не просочилась в прессу.
Итак, в период с 1 марта 2018 года по 28 февраля 2019 года российские граждане, а также некоторые категории нерезидентов, могут подать в налоговые органы специальную декларацию, в которой отражена информация о зарубежной недвижимости, ценных бумагах, банковских счетах, иностранных компаниях, в том числе контролируемых через номинальных владельцев. В ней можно указать не только те счета (вклады) в зарубежных банках, которые были открыты по состоянию на 1 января 2018 года, но и счета, которые закрыты на дату представления декларации (при условии, что они были открыты до начала текущего года). Последнее обстоятельство, кстати, отличает вторую волну «амнистии» от первой.
Честно говоря, судя по количеству людей, собравшихся на круглый стол, посвященный данной теме, ожидания Анатолия Аксакова могут не оправдаться. Из заявленных двух сотен участников до мероприятия добралось в лучшем случае человек 80. С учетом того, что добрую половину из добравшихся, по признанию представителя организатора, составили менеджеры банков, работающие с VIP-клиентами, количество интересантов оказалось довольно скромным.
Как отметил Евгений Мастерских, исполнительный директор M&P Private Service Group, курирующий направление «Стратегия и Развитие», для успешного проведения второго этапа «амнистии капиталов» не хватает серьезной информационной поддержки.
Само понятие «амнистия капиталов», как следует из слов Евгения Мастерских, появилось с легкой руки любителей журналистских штампов. «В законе слово «амнистия» не встречается ни разу. Обычно это понятие ассоциируется с неким прощением за какие-то плохие поступки, в которых человек раскаялся. И некоторые наши клиенты справедливо говорят: «За что меня амнистировать? Я вообще ничего плохого не сделал». Но в нашем случае речь не идет о каких-то страшных преступлениях. В законе говорится о добровольном декларировании активов и счетов. Государство предупреждает: уважаемые наши граждане и остальные примкнувшие к ним, будьте добры, расскажите, что у вас есть за душой, в том числе за границей. А мы вам гарантируем, что никаких негативных последствий за то, что вы не уведомили о своих активах, не платили соответствующие налоги и пр., для вас не будет. При этом гарантии пропорциональны представленной информации. Вот такой баш на баш», – пояснил Евгений Мастерских. Условием освобождения декларантов и лиц, информация о которых содержится в декларации, от ответственности является совершение ими противоправных деяний до 1 января 2018 года.
Это вам надо?
По его словам, есть несколько основных аргументов, которыми люди объясняют свою незаинтересованность в «амнистии» (все же будем называть вещи популярными именами). «Первый аргумент – у меня все хорошо и законно. Банковские счета только в России, а иностранные задекларированы, фирмы и предприятия – тоже только в родном отечестве, а те, что были за рубежом, сейчас закрыты, все имущество получено законным путем и т. д. В этом случае мы за вас искренне рады… Но, считаем своим долгом предупредить, что российское законодательство, особенно в том, что касается валютного надзора, я бы сказал, неоправданно жесткое. И совершить незаконную валютную операцию по иностранным счетам – это прямо вот долго думать не надо. Перечень разрешенных операций очень маленький. Даже возврат займа на иностранный счет не допускается, а уж тем более, разные приходные и расходные операции. И вроде человек ничего плохого сделать не хотел, а получит, в лучшем случае, штраф. Поэтому все операции по иностранным счетам, приобретение и использование имущества за границей, зарубежные доходы и ликвидация иностранных компаний – все это попадает в зону риска», – описал ситуацию Евгений Мастерских. При этом подача спецдекларации защитит человека от этих рисков.
Вторым контраргументом клиентов по поводу участия в «амнистии капиталов», по словам эксперта, является уверенность в том, что «их не найдут». «На это можно было надеяться где-нибудь в 2015 году. Но сейчас к системе автоматического обмена данными по финансовым счетам (СRS) присоединились Швейцария, Сингапур, Гонконг. То есть постепенно все «одиозные юрисдикции» перестают быть таковыми», – сказал Евгений Мастерских. Около семидесяти стран готовы предоставлять России данные по иностранным счетам ее граждан. И это количество будет расти. «Что касается компаний, то здесь даже два источника информации. Первый – это тот же СRS, потому что банки будут выгружать данные и по счетам юридических и физических лиц. И о том, что человек является счастливым владельцем иностранной компании, наши налоговые органы узнают очень быстро. Кроме того, сейчас очень активно даже в классических оффшорных юрисдикциях происходит процедура «опубличивания» реестров акционеров, в том числе реестры владельцев недвижимости и иного регистрируемого имущества. Доступ к ним, конечно, будет не у всех. Но у официальных госорганов – точно будет. И даже у журналистов», – продолжил топ-менеджер M&P Private Service Group.
Еще довод тех, кто считает декларирование пустой затеей, - смена резидентства. Однако и этот способ, по словам Евгения Мастерских, в нынешних условиях становится сомнительным. Поскольку 19 февраля 2018 года Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала консультационный документ «Предотвращение злоупотребления схемами резидентства за инвестиции в целях обхода требований стандарта СRS». «У нас тут очень большие парни и так себе парни активно в последнее время меняли резидентство. Зачем? «Нам нужна свобода передвижения по миру», – отвечали они. Тогда никаких проблем. Но если причина – попытка скрыться от СRS, это точно не сработает», – предупредил спикер.
В качестве примера он привел ситуацию с кандидатом в президенты РФ Павлом Грудининым. «Человек не очень «заморочился» со своими иностранными счетами и сейчас по этому поводу его не склоняет только ленивый. И на примере этой истории мы видим, что не только налоговые органы и ЦИК, но и разные журналисты Life достаточно спокойно получили информацию, что у него есть 174 унции золота в UBS. В деньгах это $200 тыс., что в принципе смешно для такого состоятельного человека. Но то, что эта информация становится доступной для всех, кому угодно – это уже характерный звоночек», – заметил Евгений Мастерских.
О практической стороне дела и различных нюансах при подаче деклараций собравшимся на круглом столе рассказа Александр Вавилов, руководитель группы обслуживания частных клиентов M&P Private Service Group. В частности, он подробно описал, каким лицам нужно подавать декларации, на какие активы, в какие сроки, и какие гарантии они получат взамен от государства. Но это тема для отдельного обстоятельного материала. Выступление Романа Баханца, адвоката, партнера M&P Private Service Group, было посвящено вопросу декларирования контролируемых российскими резидентами иностранных компаний (КИК) и их ликвидации.
Москва.
обсуждение