При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Спикеры аналитической сессии «Экономика и рынки. Сценарии 2020 – 2021» конференции «Российский фондовый рынок 2020», организованной Национальной ассоциацией участников фондового рынка (НАУФОР), пришли к единому мнению: экономика России в коронакризис попала подготовленной, а меры государственной поддержки сработали эффективно. Сложилась парадоксальная ситуация, когда ограничения и структурные изъяны отечественной экономики помогли справиться с последствиями пандемии.
Структурный парадокс
Ярослав Лисоволик, глава Sberbank Investment Research, объяснил, что структурный фактор для экономики сыграл решающую роль. Доля отечественного сектора малого и среднего бизнеса не превышает 20%, что значительно ниже, чем в развитых странах. Однако именно этот сегмент в экономиках разных стран пострадал от пандемии сильнее всего. Сложилась парадоксальная ситуация – структурный изъян отечественной экономики помог смягчить негативное влияние кризиса.
Серьёзный ущерб пандемия нанесла перегретым экономикам, которые росли слишком быстро, отметил Ярослав Лисоволик. Россия не вошла в их число, так как отечественная политика была в последние годы направлена на поддержание стабильности, а не на рост. Акцент делали на сохранение резервов, так как не ясно, сколько раундов кризиса ещё предстоит пройти, поэтому денег на поддержку экономики потратили не много. Это решение оказалось правильным.
Поддержали с умом
В условиях практически полной занятости дополнительные финансовые вливания не эффективны, считает Владимир Брагин, директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал». Поэтому умеренные траты российского правительства оправданы. Другие страны израсходовали огромные суммы, но получили спад намного более существенный, чем в России подытожил Олег Вьюгин, председатель совета директоров НАУФОР.
По мнению Ксении Юдаевой, первого заместителя председателя Банка России, устоять отечественной экономике помогла занятость большого числа трудящихся на крупных предприятиях и в государственном секторе. Важными стимулами к выходу из падения экономики стали платежи населению, которые удалось быстро реализовать, и кредиты компаниям. Главное – получилось вовремя заместить сокращение доходов населения, сохранив платежеспособность и связи в экономике, отметила Ксения Юдаева.
Последствия приостановки работы предприятий оказались не настолько серьёзными, как в других странах. При достаточно скромных финансовых вливаниях и защитных мерах, был получен хороший результат. Однако серьёзный спад в экономике (– 8% ВВП) во втором квартале этого года всё-таки случился, подчеркнула Ксения Юдаева. Восстановление последовало достаточно быстро и в основном в потребительских отраслях, что сделало это явление не таким опасным.
Более трёх четвертей падения российской экономики в третьем квартале 2020 года отыграно и замедление сокращения ВВП продолжится в четвёртом квартале, считает Наталья Акиндинова, директор института «Центр развития». Институт прогнозирует, что снижение ВВП в третьем квартале, связанное с новой волной пандемии, не составит больше 1% годовых. Восстановление в 2021 году пройдёт под эффектом базы, заложенной вторым полугодием 2020 года. Без учёта кризиса в следующем году произойдёт рост ВВП в 3%, а при «второй волне» – 2,5%.
Однако бизнес и население пока не справились с проблемами, вызванными «первой волной» кризиса, отмечает Наталья Акиндинова. Появились задолженности, налицо недостаточное восстановление масштабов деятельности и даже прекращение работы компаний, несмотря на мораторий по банкротству, поэтому второй этап ограничительных мер может добить проблемные бизнесы.
Восстановление потребительского спроса захлебнулась, а безработица растёт, а значит, не случится быстрого отскока в падении доходов населения. Оно не будет отыграно и в 2021 году. Следующий год пройдёт в условиях низкого потребительского спроса, что негативно отразится на экономике, заключает Наталья Акиндинова.
Вложиться по-быстрому
Сейчас всё ещё выгодно инвестировать, но прогнозы на будущее не самые радужные. Пока на российском фондовом рынке работают по шаблону, но идея инвестирования требует переосмысления, отмечает Олег Вьюгин. По его мнению, будущее рынка непредсказуемо, хотя в краткосрочной перспективе сформировались подходящие условия для вложений.
Пока осуществляется мягкая политика и действуют низкие ставки, которые позволяют пересчитать проценты дисконтирования, можно ждать существенного роста цены акций, считает Олег Вьюгин. В облигации тоже выгодно вкладывать, так как сейчас Центробанки мировых правительств нивелируют многие виды риска в этой сфере.
Владимир Брагин подтвердил мнение Олега Вьюгина: «Идёт переоценка стоимости активов, исходя из новых условий, в том числе прогноза низких ставок. Дальнейшие перспективы инвестирования вызывают много вопросов». Пример – инвестиционные инструменты в евро. Раньше это была возможность заработать с минимальным риском, теперь ставки неприлично малы.
Теперь получить адекватный доход инвесторам в евро практически невозможно, считает Владимир Брагин. По этой же причине, стало сложно делать портфели с низким риском, как и заработать в долгосрочной перспективе на акциях. По мнению Владимира Брагина, с долларовыми инструментами ситуация движется в ту же сторону, так как объём активов, которые торгуются с отрицательной доходностью, превысил $16 трлн.
Максим Ачкасов, профессиональный инвестор, поделился тремя основными тенденциями экономики, которые будут оказывать влияние на все основные классы активов. Первый тренд: дефляцию может сменить инфляция. По второму, базовому сценарию, произойдёт рост инфляции в перспективе 3-5 лет. Если этот процесс будет ровный и умеренный, то благотворно отразится на рынках акций. Как только инфляция превысит 4%, запустится деструктивный сценарий. Инвесторы начнут выходить из казначейских облигаций Евросоюза и США, с вероятностью отказаться от 38-летней привычки играть на их росте. Третий вариант развития ситуации может разыграться на фоне увеличения широкой денежной массы и избытка капитала на фондовых рынках. Стоимость капитала будет продолжать падать вместе с доходностью основных классов активов.
Для российского рынка Максим Ачкасов прогнозирует на ближайшие пару лет приток инвестиций. По его мнению, на отечественный рынок влияют не только цены на нефть, но и денежно-кредитная политика США. ФРС будет поддерживать экономический рост ультранизкими ставками, инфляция тоже останется низкой, что обеспечит ослабление доллара США и позитивно повлияет на нефтяные цены, а также российские активы.
Проткнуть пузыри
На инвестиционных площадках при низкой доходности риски вложений высокие и непредсказуемые. Сейчас покупать ценные бумаги стоит лишь на короткий срок, сошлись во мнении участники мероприятия. Дальнейшее развитие ситуации из-за пандемии невозможно предсказать. Ведь «вторая волна» кризиса может добить те предприятия, которые с трудом выдержали первую.
Профессионалы наблюдают избыток капитала на международном рынке. На инвестиционных площадках укрепилось мнение, что рычаг управления денежной массой находится в руках политиков, а не финансистов из Центральных банков, поэтому инфляция в ближайшую пятилетку вырастет до 3-4%. На антикризисных вливаниях надуваются множественные пузыри, а корпорации-зомби продолжают работать спустя рукава. Они занимают место более эффективных компаний, не отрабатывая даже проценты по заёмным средствам.
Участники аналитической сессии положительно отозвались о вероятном оздоровлении мировой экономики в кризис. Пандемия вскроет застарелые инвестиционные пузыри, очистив рынок от полумёртвых компаний. С одной стороны меры поддержки экономики нужны, с другой – дешёвое финансирование и другие льготы стимулируют неэффективный бизнес. Компании-зомби забирают ресурсы, которые могли бы достаться более перспективным и платёжеспособным предприятиям. В итоге рынок заполнен бумагами с низкой доходностью и идёт обесценивание активов.
Москва.
обсуждение