Четверг, 21.11.2024
×
Дивиденды vs депозиты / Биржевая среда с Яном Артом

Уроки кризиса: беречь и экономить

Аа +
+4 -0

Финансовая и покупательская активность населения будет восстанавливаться долго и крайне медленными темпами. Об этом 8 сентября рассказали участники специальной пленарной сессии «Будущее потребительского рынка в России и ЕАЭС как пространства для инвестиций» в рамках XVII саммита розничной индустрии Retail Business Russia & EAEU 2017, организованного B2B Conference Group (BBCG).

Показатели розничной торговли, как известно, являются хорошими индикаторами цикличности российской экономики. И экономисты часто используют их, делая свои оценки и прогнозы. К цифрам в сфере ритейла и потребительского рынка обратился и Вадим Радаев, первый проректор Высшей школы экономики (ВШЭ), который выступал в качестве модератора сессии и одновременно – основного докладчика. По его словам, сегодня отечественная экономика достигла дна, которого «мы все так долго ждали в течение всего кризиса». «Уже можно сказать, что мы этого дна достигли, и теперь нужно начинать от него отталкиваться. Хотя в целом ситуацию, по-прежнему, никак нельзя назвать благоприятной, по ряду показателей продолжается падение. К сожалению, о чем нужно говорить в первую очередь, продолжают сокращаться реальные располагаемые доходы населения. Вниз за собой они тянут и обороты розничной торговли», – сказал Вадим Радаев.

Ждем и надеемся

Впрочем, он добавил, что темпы падения существенно замедлились. «Сейчас это уже не то снижение с ускорением, которое было раньше – до 6% в год. В 2017-ом мы говорим о примерно 1,4% за полугодие. По оборотам розницы, если раньше падение было 5-10%, то в этом году, по прогнозам, оно составит не более 1%. Одним словом, падение стремится к нулю, к точке стабилизации, после которой, как мы надеемся, может начаться движение вверх. В этом смысле у нас уже есть небольшая опора – это рост реальной заработной платы, которая за первое полугодие увеличилась в среднем на 3-4%», – продолжил эксперт. Он напомнил об обещаниях властей выйти на 1,5-2% по росту ВВП в этом году, и затем – в течение трех лет – преодолевать двухпроцентный порог, а также об анонсированном уровне инфляции, который в ближайшие годы не перешагнет отметку в 4%.

На фоне обнадеживающих заявлений и прогнозов о позитивных сдвигах в макроэкономической ситуации и стабилизации валютного рынка отмечается небольшое улучшение экономических ожиданий. Об этом говорят результаты опросов, которые ВШЭ ежеквартально проводит среди руководителей предприятий розничной торговли – с одной стороны, и потребителей – с другой. «Индекс экономического настроения сейчас находится на максимально высокой отметке за последние 2,5 года. И, по крайне мере, серьезных «катастрофических» прогнозов сейчас нет», – отметил Вадим Радаев. Тем не менее, он отметил, то период депрессии будет довольно затяжным. В отличие от кризиса 2008-2009 годов, который сопровождался резким и быстрым падением, то затем столь же непродолжительным «отскоком», текущий кризис будет таким же «ползучим» на выходе, каким был и на входе. «Мы в этот кризис медленно и постепенно погружались, и выбираться из него будем также долго и небольшими темпами», – добавил первый проректор ВШЭ. По его словам, за три последних года россияне приобрели привычку экономить. Очень многие потребители «ловили» скидки и промоакции. В свою очередь, магазины по этой с части очень серьезно соревновались, и многие – небезуспешно.

Характерно, что никто из участников сессии не смог однозначно охарактеризовать текущие изменения в потребительском поведении. «Оценки очень противоречивые. Хотя по статистике по ряду направлений есть признаки «переползания» из минуса в плюс. Например, по продажам автомобилей или в сегменте DYV (строительство и ремонт). Есть небольшой рост потребительского спроса на «кондитерку» и отдельные виды мяса, одежду и обувь, мелкую бытовую технику» – сказал Вадим Радаев.

Между тем на экране демонстрировались результаты онлайн-опроса, который проводился среди присутствующих в зале, а также слушателей сессии из регионов. Ритейлерам предлагалось ответить на вопрос – как они «на земле» оценивают ситуацию на потребительском рынке. Цифры периодически менялись – но тренд был понятен: большинство отмечало спад продаж и продолжение снижения покупательской активности. Со-модератор сессии Алексей Филатов, председатель совета директоров BBCG, в этой связи напомнил тезис о «разделе нерастущего пирога», который несколько раз звучал в ходе саммита, когда его участники характеризовали ситуацию на рынке.

Диджитализация как стимул спроса и инвестиций

Представители интернет-ритейла тоже не смогли прояснить ситуацию. «Глазами веб-торговли очень сложно объективно оценить то, что происходит в традиционных форматах и в отрасли в целом», – сказал Николай Щербань, генеральный директор интернет-гипермаркета «Утконос». Что касается самой интернет-торговли, то она, по словам эксперта, в последнее время существенно прирастает. «Однако, несмотря на это, с точки зрения перехода в полностью прибыльную модель и роста инвестиционной активности наш сегмент еще очень далек от оптимальных кондиций», – отметил эксперт.

По словам Артема Соколова, исполнительного директора Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), анализ рынка за прошедшие месяцы 2017 года показывает, что онлайн-ритейл чувствует себя значительно лучше, чем традиционная розница. «Уже есть цифры по первому полугодию, которые я пока не могу афишировать, но скажу, что там очень хороший плюс», – сказал Артем Соколов.

При этом он выразил уверенность в хороших перспективах концепции маркетплейс. «Все последние инвестиционные проекты, которые прогремели на рынке, представляют собой именно такой формат. Это и совместное предприятие Сбербанка и «Яндекс. Маркет», и сервис Goods, которому удалось получить серьезные инвестиции и очень мощно стартовать», – отметил глава АКИТ. По его словам, участников рынка серьезно вдохновляет проект Amazon, акции которого за относительно небольшой период подорожали в 10 раз – со $100 до порядка $1000.

XVII саммит розничной индустрии Retail Business Russia & EAEU 2017
XVII саммит розничной индустрии Retail Business Russia & EAEU 2017
Фото: Альберт Тахавиев, Finversia.ru


На этом фоне растет интерес к цифровым технологиям со стороны самого ритейла. Как рассказал Константин Синюшин, директор и сооснователь венчурного фонда the Untitled, за последние 2 года количество пилотных проектов, реализуемых независимым технологическими компаниями, стартапами, в сфере розницы выросло на порядок. В то же время он отметил, что на этом направлении рынка пока не наблюдается серьезного притока инвестиций, нет крупных игроков – «единорогов» (компаний-миллиардеров), которые серьезно вкладывались бы в развитие технологий. «Пока можно сказать, что отрасль присматривается, идет «проверка гипотез». Между тем я уверен, что кризис – это наиболее благоприятный период для инноваций в области торговых технологий и финтеха, поскольку это сейчас один их немногих ресурсов для оптимизации бизнеса. Проблема в том, что ритейл достаточно долго был консервативной отраслью – в тренд всеобщей дигитализации он погружается только сейчас», – сказал Константин Синюшин.

Тем временем онлайн-опрос, проводимый в рамках сессии, показал, что 61% ритейлеров негативно оценивают инвестиционный климат и не планируют вкладываться в модернизацию и расширение бизнеса в течение ближайшего года.

Артем Соколов в свою очередь помечтал о тех временах, когда банки, ритейлеры, мобильные операторы и социальные сети начнут работать в унисон, формируя четкий профиль потребителя, в том числе на базе big date. Мобильный оператор знает, где вы находитесь. Социальные сети – чем вы занимаетесь, какие у вас хобби. Банк – сколько у вас денег, и какие товары и услуги вы чаще оплачиваете. Ритейлеры – могут их предоставить. Если все это объединить, то человек, как следует из слов Артема Соколова, может в текущем режиме находить все нужные ему вещи по оптимальным ценам в ближайшей доступности. «С другой стороны, конечно, существует проблема конфиденциальности. Я, например, знаю случай, когда отец узнал о беременности незамужней дочери по поступающим ей мессенджам о товарах и услугах для будущих мам – с учетом ее изменившегося потребительского поведения, характера покупок, питания и пр.», – заметил он.

Москва.

фото события

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

Сигнал тревоги или временные трудности? Сигнал тревоги или временные трудности? Растет число проблемных кредитов. Является ли это предвестником скорого вала банкротств? Золоту пророчат рекордный рост при Трампе Золоту пророчат рекордный рост при Трампе Эксперты прогнозируют значительный рост цен на золото в первый год второго президентского срока Дональда Трампа. Неопределенность, связанная с его политикой, может стимулировать инвесторов к переходу в защитные активы, включая золото, серебро и казначейские облигации США. Тимур Аитов: «Нас спасет «золотой» переводной рубль СЭВ» Тимур Аитов: «Нас спасет «золотой» переводной рубль СЭВ» Тема трансграничных платежей, а, точнее, их задержек, в центре внимания всех – и чиновников, и бизнесменов и даже граждан. Тем не менее, вопрос не решён, а СМИ сообщают о новых и новых задержках. Есть ли выход из ситуации? Об этом – разговор с финансовым экспертом Тимуром Аитовым, председателем комиссии по финансовой безопасности совета Торгово-промышленной палаты России,

Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)