При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Финансовая и покупательская активность населения будет восстанавливаться долго и крайне медленными темпами. Об этом 8 сентября рассказали участники специальной пленарной сессии «Будущее потребительского рынка в России и ЕАЭС как пространства для инвестиций» в рамках XVII саммита розничной индустрии Retail Business Russia & EAEU 2017, организованного B2B Conference Group (BBCG).
Показатели розничной торговли, как известно, являются хорошими индикаторами цикличности российской экономики. И экономисты часто используют их, делая свои оценки и прогнозы. К цифрам в сфере ритейла и потребительского рынка обратился и Вадим Радаев, первый проректор Высшей школы экономики (ВШЭ), который выступал в качестве модератора сессии и одновременно – основного докладчика. По его словам, сегодня отечественная экономика достигла дна, которого «мы все так долго ждали в течение всего кризиса». «Уже можно сказать, что мы этого дна достигли, и теперь нужно начинать от него отталкиваться. Хотя в целом ситуацию, по-прежнему, никак нельзя назвать благоприятной, по ряду показателей продолжается падение. К сожалению, о чем нужно говорить в первую очередь, продолжают сокращаться реальные располагаемые доходы населения. Вниз за собой они тянут и обороты розничной торговли», – сказал Вадим Радаев.
Ждем и надеемся
Впрочем, он добавил, что темпы падения существенно замедлились. «Сейчас это уже не то снижение с ускорением, которое было раньше – до 6% в год. В 2017-ом мы говорим о примерно 1,4% за полугодие. По оборотам розницы, если раньше падение было 5-10%, то в этом году, по прогнозам, оно составит не более 1%. Одним словом, падение стремится к нулю, к точке стабилизации, после которой, как мы надеемся, может начаться движение вверх. В этом смысле у нас уже есть небольшая опора – это рост реальной заработной платы, которая за первое полугодие увеличилась в среднем на 3-4%», – продолжил эксперт. Он напомнил об обещаниях властей выйти на 1,5-2% по росту ВВП в этом году, и затем – в течение трех лет – преодолевать двухпроцентный порог, а также об анонсированном уровне инфляции, который в ближайшие годы не перешагнет отметку в 4%.
На фоне обнадеживающих заявлений и прогнозов о позитивных сдвигах в макроэкономической ситуации и стабилизации валютного рынка отмечается небольшое улучшение экономических ожиданий. Об этом говорят результаты опросов, которые ВШЭ ежеквартально проводит среди руководителей предприятий розничной торговли – с одной стороны, и потребителей – с другой. «Индекс экономического настроения сейчас находится на максимально высокой отметке за последние 2,5 года. И, по крайне мере, серьезных «катастрофических» прогнозов сейчас нет», – отметил Вадим Радаев. Тем не менее, он отметил, то период депрессии будет довольно затяжным. В отличие от кризиса 2008-2009 годов, который сопровождался резким и быстрым падением, то затем столь же непродолжительным «отскоком», текущий кризис будет таким же «ползучим» на выходе, каким был и на входе. «Мы в этот кризис медленно и постепенно погружались, и выбираться из него будем также долго и небольшими темпами», – добавил первый проректор ВШЭ. По его словам, за три последних года россияне приобрели привычку экономить. Очень многие потребители «ловили» скидки и промоакции. В свою очередь, магазины по этой с части очень серьезно соревновались, и многие – небезуспешно.
Характерно, что никто из участников сессии не смог однозначно охарактеризовать текущие изменения в потребительском поведении. «Оценки очень противоречивые. Хотя по статистике по ряду направлений есть признаки «переползания» из минуса в плюс. Например, по продажам автомобилей или в сегменте DYV (строительство и ремонт). Есть небольшой рост потребительского спроса на «кондитерку» и отдельные виды мяса, одежду и обувь, мелкую бытовую технику» – сказал Вадим Радаев.
Между тем на экране демонстрировались результаты онлайн-опроса, который проводился среди присутствующих в зале, а также слушателей сессии из регионов. Ритейлерам предлагалось ответить на вопрос – как они «на земле» оценивают ситуацию на потребительском рынке. Цифры периодически менялись – но тренд был понятен: большинство отмечало спад продаж и продолжение снижения покупательской активности. Со-модератор сессии Алексей Филатов, председатель совета директоров BBCG, в этой связи напомнил тезис о «разделе нерастущего пирога», который несколько раз звучал в ходе саммита, когда его участники характеризовали ситуацию на рынке.
Диджитализация как стимул спроса и инвестиций
Представители интернет-ритейла тоже не смогли прояснить ситуацию. «Глазами веб-торговли очень сложно объективно оценить то, что происходит в традиционных форматах и в отрасли в целом», – сказал Николай Щербань, генеральный директор интернет-гипермаркета «Утконос». Что касается самой интернет-торговли, то она, по словам эксперта, в последнее время существенно прирастает. «Однако, несмотря на это, с точки зрения перехода в полностью прибыльную модель и роста инвестиционной активности наш сегмент еще очень далек от оптимальных кондиций», – отметил эксперт.
По словам Артема Соколова, исполнительного директора Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), анализ рынка за прошедшие месяцы 2017 года показывает, что онлайн-ритейл чувствует себя значительно лучше, чем традиционная розница. «Уже есть цифры по первому полугодию, которые я пока не могу афишировать, но скажу, что там очень хороший плюс», – сказал Артем Соколов.
При этом он выразил уверенность в хороших перспективах концепции маркетплейс. «Все последние инвестиционные проекты, которые прогремели на рынке, представляют собой именно такой формат. Это и совместное предприятие Сбербанка и «Яндекс. Маркет», и сервис Goods, которому удалось получить серьезные инвестиции и очень мощно стартовать», – отметил глава АКИТ. По его словам, участников рынка серьезно вдохновляет проект Amazon, акции которого за относительно небольшой период подорожали в 10 раз – со $100 до порядка $1000.
На этом фоне растет интерес к цифровым технологиям со стороны самого ритейла. Как рассказал Константин Синюшин, директор и сооснователь венчурного фонда the Untitled, за последние 2 года количество пилотных проектов, реализуемых независимым технологическими компаниями, стартапами, в сфере розницы выросло на порядок. В то же время он отметил, что на этом направлении рынка пока не наблюдается серьезного притока инвестиций, нет крупных игроков – «единорогов» (компаний-миллиардеров), которые серьезно вкладывались бы в развитие технологий. «Пока можно сказать, что отрасль присматривается, идет «проверка гипотез». Между тем я уверен, что кризис – это наиболее благоприятный период для инноваций в области торговых технологий и финтеха, поскольку это сейчас один их немногих ресурсов для оптимизации бизнеса. Проблема в том, что ритейл достаточно долго был консервативной отраслью – в тренд всеобщей дигитализации он погружается только сейчас», – сказал Константин Синюшин.
Тем временем онлайн-опрос, проводимый в рамках сессии, показал, что 61% ритейлеров негативно оценивают инвестиционный климат и не планируют вкладываться в модернизацию и расширение бизнеса в течение ближайшего года.
Артем Соколов в свою очередь помечтал о тех временах, когда банки, ритейлеры, мобильные операторы и социальные сети начнут работать в унисон, формируя четкий профиль потребителя, в том числе на базе big date. Мобильный оператор знает, где вы находитесь. Социальные сети – чем вы занимаетесь, какие у вас хобби. Банк – сколько у вас денег, и какие товары и услуги вы чаще оплачиваете. Ритейлеры – могут их предоставить. Если все это объединить, то человек, как следует из слов Артема Соколова, может в текущем режиме находить все нужные ему вещи по оптимальным ценам в ближайшей доступности. «С другой стороны, конечно, существует проблема конфиденциальности. Я, например, знаю случай, когда отец узнал о беременности незамужней дочери по поступающим ей мессенджам о товарах и услугах для будущих мам – с учетом ее изменившегося потребительского поведения, характера покупок, питания и пр.», – заметил он.
Москва.
обсуждение