При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Приглашённые на круглый стол «Финам» ведущие биржевые эксперты не исключают, что весной рубль может ослабнуть к доллару до уровня 80:1, а баррель нефти марки Brent подорожает до $90-100. Настоящие же последствия от санкций страна увидит не ранее нынешней осени.
Дефолты, санкции и рынки
Дефолт развитых стран по долгу. Дефолт банков. Масштабные санкции против Китая. Для российского рынка – снижение цен на сырье из-за рецессии. Эти риски Наталия Малых, руководитель отдела анализа акций «Финама», считает основными:
– Говоря о Китае, стоит отметить, что он лучше позиционирован, если только не будет конфликта из-за Тайваня и сопутствующих ему торговых войн. Его экономика по прогнозам будет сильнее в этом году (+5% по ВВП в сравнении с почти нулевым ростом в США), процентные ставки ниже, и это будет привлекать капитал в страну.
– Корреляция российского рынка с рынками развитых стран начала снижаться ещё с 2012-2013 годов, – напоминает Сергей Хестанов, советник по макроэкономике генерального директора «Открытие Инвестиции».
А Андрей Хохрин, генеральный директор компании «Иволга Капитал», замечает, что «осталось небольшое психологическое воздействие: мощная распродажа на рынках США и Европы нередко провоцирует часть российских инвесторов продать свои бумаги».
«После заморозки активов и санкций влияние рынка США на российский стало почти невозможным. Осталось лишь психологическое воздействие», – Андрей Хохрин, «Иволга Капитал»
Однако данную точку зрения разделяют не все. Алексей Кузьмин, директор по развитию и стратегическому планированию компании «НФК-Сбережения», считает, что до полной независимости «ещё далеко».
Евгений Миронюк, эксперт по фондовому рынку компании «БКС Мир инвестиций», прогнозирует, что, «если коррекция на рынке США продолжится, то может последовать движение к уровню поддержки индекса МосБиржи в районе 2150 пунктов.
В Финаме напоминают, что у рынка США и России есть общие факторы: цены на сырьевые товары.
Silvergate. Начало нового кризиса?
Евгений Миронюк полагает, что данный фактор имеет временное влияние на рынок:
– Уже 10 марта 2023 года доходность 10UST скорректировалась. Индекс страха VIX вырос, но не достиг локальных максимумов. Нет признаков массового ухода в другие защитные активы: золото лишь незначительно выросло в цене, доллар относительно стабилен.
В свою очередь Наталия Малых напоминает, что у американского рынка нет условий для роста:
«У американского рынка нет условий для роста. При малейших сомнениях инвесторы фиксируют прибыль», – Наталия Малых, «Финам»
– Во-первых, «не торгуй против ФРС» – пик по ставке не пройдён, и он может оказаться выше, чем многие ожидали. Во-вторых, состояние экономики и корпоративных прибылей не дают комфорта. Сезон отчётностей за 4-й квартал 2022 года прошёл бесславно. Если убрать из расчёта нефтегазовый сектор и его сверхприбыли, то прибыль на акцию компаний S&P500 упала на 7.4% г/г. Без байбэка, который улучшает динамику прибыли на акцию, цифра была бы ещё меньше. Поэтому при малейших сомнениях в ралли инвесторы быстро начинают фиксировать прибыль. И частично эти ралли можно объяснить закрытием шортов при хороших локальных новостях.
Алексей Кузьмин высказывает на данный счёт осторожно:
– Пока все-таки текущее снижение, наблюдаемое с прошлого года, ещё не переродилось в глобальный медвежий тренд. Но предпосылки для этого есть. В числе первостепенных факторов, конечно, ужесточение монетарных условий.
Санкции и будущее
Сергей Хестанов напоминает, что «настоящие санкции начались только 5 декабря и 5 февраля 2023, поэтому истинные их последствия станут понятны не ранее осени 2023 года:
– Но дефицит федерального бюджета за январь-февраль уже достиг около 88% заложенного на весь год. Похоже, скучно нам не будет.
Алексей Кузьмин уверен в том, что санкции работают:
– Другое дело, что заявленные цели санкций не соответствуют истинным. По поводу «обойтись» – тоже не так однозначно. Судя по всему, поставки есть, и транзит работает. То есть «взаимопонимание» в вопросах бизнеса восстанавливать не требуется. Здесь нет никакой морали.
«Настоящие санкции начались только 5 декабря и 5 февраля 2023, поэтому истинные их последствия станут понятны не ранее осени 2023 года», – Сергей Хестанов, «Открытие Инвестиции»
Степан Сумин, управляющий активами Cresco Finance, добавляет, что санкции вводились «чтобы убивать экономику постепенно» – сразу гайки закрутить достаточно сложно, потому что много заинтересованных лиц из их и нашей элиты:
– Поэтому наблюдаем отложенный эффект на бюджет. Любые кризисы цикличны как экономические, так и политические. Наш вектор развития на ближайшее 10-летие обозначен, как путь на Восток и Азию и иметь там свой кусочек пирога. Восстановление отношений с Европой безусловно будет, но не в тех объёмах, что раньше. Россия была 4-ой по величине торговым партнёром Европы, для них такой разрыв будет иметь, также долгоиграющий эффект. Суть в том, что ЕС имеет больше финансовой мощи, капитала, чем Россия. Для восстановления отношений в первую очередь Европе нужно попробовать стать более самостоятельной в принятии решений, а пока « Большой Брат» наблюдает, говорить об этом не приходится.
Драйверы для роста российского рынка
Дмитрий Тремасов, автор YouTube-канала «Инвест Кухня», считает, что если геополитическая обстановка не изменится, то предпосылок для сильного роста отечественного фондового рынка не просматривается.
В свою очередь аналитик «Иволга Капитал» напоминает, что российский рынок растёт с октября прошлого года:
– Будет инфляция – будет и продолжение какого-то роста. Не ставил бы на дивиденды. У нас рынок госкомпаний, и государству проще брать налогами, чем дивидендами. В общем, без лишних надежд.
Аналитики «Финама» полагают, что нас ждёт продолжение боковика:
– Тут не только геополитика потенциал ограничивает, но и рост налоговой нагрузки будет влиять на прибыль и дивиденды, – прогнозирует Наталия Малых.
«Чем быстрее мы станем сырьевым придатком Китая, тем быстрее перестанем рефлексировать про партнёрство с Европой», – Андрей Хохрин, «Иволга Капитал»
Между тем Алексей Кузьмин отмечает, что «ценовые паттерны, которые формируются уже несколько месяцев, свидетельствуют о том, что ряд инвесторов уже покупают наш рынок в расчёте на дальнейшее восстановление»:
– Стоит помнить, что в марте 2024 года ожидаются выборы президента, поэтому нельзя исключать, что второе полугодие текущего года пройдёт под знаком восстановления. По крайней мере, попытки создания условий для такого восстановления будут предприниматься.
Нефть. $100 или $80?
В «БКС Мир инвестиций» ожидают, что при высокой волатильности нефти движение в диапазон $90-100 по марке Brent может состояться достаточно быстро.
Эксперт из «НФК-Сбережения» напоминают, что $100 уже было в 2022 году – и по марке Brent, и по марке WTI:
– В настоящее время мы наблюдаем снижение от этих уровней. Локально цены пришли к уровню поддержки, на котором ожидается тест спроса. В этой связи локально возможны всплески цен, но на мой взгляд, с учётом текущих данных, основным сценарием остаётся продолжение снижения.
Аналитик «Иволга Капитала» оценивает нынешнее состояние нефтяного рынка как непрозрачное и непредсказуемое для потребителя:
– СПГ, возобновляемая энергия – вот магистрали энергетического развития. Какими бы они сейчас далёкими не выглядели. Когда президент Путин приказал продавать Европе газ за рубли, было понятно, что это ультиматум, и думалось, что Европа будет играть по новым правилам. А она просто отказалась. Мировые процессы, даже самые масштабные, иногда очень скоротечны.
Курс рубля
Вопрос формулируется следующим образом: «Нашёл ли рубль новое равновесие»?
– Не похоже, что нашёл. 80 – достижимый уровень, – оценивает нынешний курс Андрей Хохрин, генеральный директор «Иволга Капитал».
Евгений Миронюк из БКС также прогнозирует вероятное движение нынешней весной к уровням $70-80 за баррель.
«В марте 2024 года ожидаются выборы президента, поэтому нельзя исключать, что второе полугодие 2023 года пройдёт под знаком восстановления», – Алексей Кузьмин, «НФК-Сбережения»
А вот достижение уровня в $80 Степан Сумин из Cresco Finance оценивает уже как проинфляционный риск.
В «НФК-Сбережения» не видят сигналов, которые бы свидетельствовали о смене локальных тенденций: в рамках основного прогноза преимущественное ослабление рубля в марте и апреле сохранится. При этом 80 не является пределом.
Золото серебро, палладий
Андрей Хохрин считает, что рубль может ослабнуть за год более чем на 7% к доллару:
– Так что альтернативы рублёвому депозиту полезны. Но ожидания и от золота, и от серебра перманентно завышены и последние 12 лет не оправдываются. Так что, возможно, замещающие облигации, т.е. более близкий эквивалент иностранных валют, чем драгметаллы.
В «Финаме» советуют купить на какую-то часть сбережений слитки:
– Контракты на бирже потенциально несут операционные риски, – оценивает Наталия Малых.
В Cresco Finance говорят, что «физическое золото – это хедж в долгую на 10-15 лет»:
– Интереснее в условиях девальвации рубля приобретать GLDRUB_TOM. Также можно рассмотреть золотодобывающие компании, например, «Полюс Золото». Плюсы: девальвация рубля, потенциал возврата дивидендов, крупнейший производитель золота в России, окончания ужесточения ДКП ФРС, к 3-му кварталу 2023, рост геополитической напряжённости, государственная поддержка сегмента. Целевая цена золота – $2000-2200.
Москва.
обсуждение