При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Верховный суд России вернул на рассмотрение дело вкладчика, который успел снять деньги незадолго до краха банка «Унифин». С иском выступало Агентство по страхованию вкладов. По мнению его экспертов, Рашиту Сайфутдинову при выплате депозита было оказано предпочтение, и агентство требовало вернуть снятые вкладчиком деньги. Суды первых инстанций поддержали позицию АСВ, но сейчас их решение отменено. Между тем агентство, как выяснили «Известия», в массовом порядке отзывает иски к клиентам разорившихся год назад Татфондбанка и Интехбанка. АСВ тогда тоже оспаривало досрочное снятие денег со счетов в период, когда кредитные организации уже испытывали проблемы. Сейчас из почти 600 заявлений отозвано 191. Их общая сумма составляет не менее 300 млн рублей, сообщили в АСВ. В Госдуме тем временем предложили изменить законодательство, чтобы защитить от судебных разбирательств добросовестных вкладчиков.
После того как АСВ выявило в Татфондбанке и Интехбанке «серую» схему по фиктивному возврату денег вкладчикам, агентство стало отзывать иски к тем клиентам этих кредитных организаций, которые забирали из них деньги до отзыва лицензий. Госкорпорация уже аннулировала 191 иск на 300 млн рублей. Всего в декабре прошлого года агентство подало около 600 исков к клиентам Татфондбанка и Интехбанка на общую сумму 3,3 млрд рублей, сообщили «Известиям» в АСВ. Оно оспаривало досрочное закрытие вкладов и снятие денег со счетов с 30 ноября по 21 декабря 2016 года — когда банки уже испытывали проблемы с ликвидностью и ограничили выдачу депозитов и наличных в кассах.
В АСВ «Известиям» объяснили массовый отзыв исков к вкладчикам выявленными в ходе судебной работы новыми обстоятельствами. В частности, выяснилось, что на самом деле досрочно депозиты клиенты не закрывали. По данным агентства, сотрудники банков, зная о его финансовых затруднениях, закрывали вклады по требованию, но не выдавали клиентам всю сумму. На остаток клиентам предлагали открыть новый вклад, а на руки выдавали от 50–100 тыс. рублей. По бумагам это выглядело так, будто закрытие вклада сопровождалось встречным внесением денег в кассу. АСВ расценило это как сомнительную операцию.
Ранее глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков попросил агентство объяснить, почему изначально было подано так много претензий к вкладчикам. По его словам, в АСВ заявили, что действовали в рамках закона, а массовость объясняется большим числом клиентов татарстанских банков — в процентном выражении доля подозрительных вкладчиков невелика.
В случае с татарстанскими банками количество исков действительно объясняется масштабами их деятельности: из 11,6 тыс. вкладчиков Татфондбанка иски получили только 2%, в Интехбанке таких было 4%. Ранее АСВ уже судилось с клиентами разорившихся кредитных организаций, однако таких было в сотни раз меньше. Так, в Банке БФТ под подозрение попали 8% вкладчиков, однако это всего лишь 11 клиентов из 141. В Региональном банке развития — 6% вкладчиков (18 из 282), в Альта-банке — также 6% (15 из 238), следует из материалов АСВ, с которыми ознакомились «Известия».
Банк обязан возвращать вклады клиентам по первому требованию — всю сумму или ее часть в зависимости от условий договора. При этом закон не запрещает вкладчику забрать деньги, если он узнал о проблемах банка. По закону «О банкротстве» АСВ имеет право оспорить сомнительные сделки, совершенные за месяц до отзыва лицензии. Агентство действовало в рамках закона, если речь шла об удовлетворении требований одних вкладчиков в ущерб другим, считает партнер международной юридической фирмы Herbert Smith Freehills Алексей Панич.
Отзыв исков не гарантирует, что такая практика не повторится в будущем, уверен профессор НИУ ВШЭ Василий Солодков. Анатолий Аксаков рассказал «Известиям», что уже поручил своему аппарату разработать поправки к законодательству, чтобы защитить вкладчиков от судебных разбирательств. По его словам, изменения могут коснуться закона «О банкротстве» и закона «О страховании вкладов».
ЦБ начал очистку банковского сектора в 2013 году, с тех пор общее количество банков сократилось вдвое — до 507. После признания финансовой организации банкротом АСВ берет на себя функции конкурсного управляющего. Его задачей становится возвращение как можно большего количества средств в конкурсную массу. Это необходимо, чтобы выплатить долги кредиторам. В первую очередь клиентам, чьи вложения в банк превышали страховое покрытие в размере 1,4 млн рублей.
обсуждение