При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Цены стабилизировались, ощущение величины инфляции растёт.
Наш индекс продуктовой инфляции Т-12 (красная кривая на графике) в МАЕ составил 21,4% и практически не изменился по сравнению с апрелем (21,5%). Напомню, это любительский индекс, измеряющий индивидуальную продуктовую инфляцию в Москве по 12 товарам в стандартных упаковках в 3-х московских супермаркетах (к базе за аналогичный месяц прошлого года).
Основной прирост в мае пришелся на чай Липтон (+58,5%), масло подсолнечное (+29,7%), брынзу (+27,5%), сельдь Матиас из Беларуси (+26,5%) и сок апельсиновый (+23,6%). Из странного – во всех трех магазинах заметил, что менее заполненными, чем обычно стали прилавки с маслом и молоком (например, в Ашане отсутствовало масло Простоквашино 82% жирности, молоко Домик в деревне 3,2% оказалось только в Перекрестке, так бывает очень редко). В моей практике мониторинга такие ситуации обычно предсказывают повышение цен, но не всегда, конечно.
Самым поразительным в статистике цен за май, являются, пожалуй, данные опросов Банка России. Тонкая зеленая кривая на графике показывает аномальный рост воспринимаемой населением инфляции с 16,3% в марте до 19,9% в апреле и 25,1% (!!!) в мае. Это очень удивляет, поскольку мой, конечно, очень ограниченный мониторинг показывает, что в последние 3 недели цены на продовольственные товары стабилизировались или даже снижаются. В то же время, ожидаемая населением инфляция удивительным образом существенно снижается с 18,3% в марте до 12,5% (!!!) в апреле и 11,5% в мае. Признаюсь, не понимаю, источника оптимизма опрашиваемых. Но, видимо, Банк России это не смущает, в таком странном снижении ожиданий опрашиваемых они находят подкрепление правильности своей политики снижения ключевой ставки при небывалом росте воспринимаемой инфляции. В моем представлении резкое снижение ключевой ставки через 2-3 месяца после ее повышения до 19% никакого отношения не имеет к инфляционным ожиданиям, которые по теории инертны, но призвано спасти провалы кредитовании и эмиссиях облигаций, обозначившиеся в апреле-мае т.г.
Интересную тенденцию показывают наши другие индексы – на овощную и фруктовую тарелки, яйца куриные и бензин (на все, кроме бензина, цены замеряются в одном из московских Ашанов) В мае резко снизилась овощная инфляция на фоне ускорения инфляции фруктовой. В результате индекс роста цен на фруктовую тарелку впервые с января 2021 г. превысил индекс роста цен на овощи. Рост цен на овощную тарелку к соответствующему периоду прошлого года резко снизился с 61,7% в апреле до 23,5% в мае. Напротив, рост цен на фруктовую тарелку вырос с 23,8% в апреле до 26,8% в мае. Лидерами роста цен на фрукты в мае были мандарины +80,0%, абрикосы 70,4%, ананасы 62%, нектарины 51%, бананы 36%. Однозначно ответить на вопрос, почему с инфляцией на овощи стало лучше трудно. Предполагаю, что импорт фруктов в меньшей мере субсидируется, а в овощах начинает сказываться фактор сезонности, когда на прилавках появился товар нового урожая от отечественных производителей.
Рост цен на яйца куриные также немного замедлился с 23,2% в апреле до 20,8% в мае. Замедляется рост цен на бензин с 6,6% в апреле до 6,4% в мае. На двух наблюдаемых мной АЗС цены на 92, 95-й и дизельное топливо стоят на месте с марта по май.
Telegram канал автора: https://t.me/AbramovAle
обсуждение