При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Инфляцию может и задавим, а как насчёт перестройки экономики?
Главное, что понимаешь при взгляде на трехлетний проект бюджета – деньги есть. Следующее, что понимаешь – не про вашу честь.
На фоне нового мирового цикла роста цен на сырье порог ФНБ, при превышении которого средства фонда можно инвестировать внутри России, предлагается поднять с нынешних 7% до 10% ВВП. В результате к концу 2024 года кубышка может увеличиться почти вдвое – до 13,3% ВВП (в 2020-м было 7,3%).
Впрочем, кое-что тратить все же разрешено. Независимо от порога средства ФНБ можно будет расходовать на инфраструктурные проекты из особого перечня, который мы скоро узнаем окончательно. Восточная часть БАМа, Центральный транспортный узел РЖД, скоростная автодорога до Казани, и так далее.
Такие «целевые и управляемые расходы», может, и позволят догнать в 2022-2024 годах среднемировые темпы в 3%. А может, и нет. Потому что против роста играют два мощных рукотворных фактора – ужесточение денежно-кредитной политики и урезание бюджетных расходов.
В следующем году расходы федерального бюджета снизятся и в реальном выражении – на 2%, и по отношению к ВВП (17,8% против 19,3% в 2021-м). Мы много говорим об избыточной роли государства в ВВП. Но в его расходах эта избыточность никак не проявляется. Более того, расходы консолидированного бюджета всех уровней,
включая внебюджетные фонды, у нас существенно ниже, чем у развитых стран. Отдельно отметим, что после всплеска затрат на ликвидацию коронавируса будут постепенно уменьшаться траты на здравоохранение – а это, между прочим, атрибут не только социальной политики, но и чистой экономики. Неработающим пенсионерам пенсии, так и быть, проиндексируют, работающие все так же «перебьются».
В общем, как и прежде, едем, не снимая с ручника. Самое интересное – Минфин трезво смотрит на 30-40 лет вперед, видит, как и все, «угрозу» углеродной нейтральности и резкого снижения спроса на нефть. Но вот почему-то готовиться к такому будущему предлагается все тем же старым способом – откладывая деньги.
А как насчет перестройки экономики (простите за набившие оскомину слова)? Как насчет условий для максимального увеличения степени передела всего добываемого сырья (и соответственно, добавленной стоимости, с которой берутся налоги, остающиеся в стране)? Как насчет «экономики простых вещей» – импортозамещения бытовых товаров? Как насчет стимулирования спроса на внутреннем рынке, который позволил бы гарантировать сбыт этих товаров? Как насчет гибкой налоговой системы, вплоть до временного отказа от налогообложения в тех производственных секторах, которые нужно срочно развить?
Деньги на эти маневры есть. Нет решимости.
Больше всего пока верится в то, что инфляцию в следующем году задавят до 4%, как и запланировано. Зажимать мы не разучились, вот отпускать – не очень.
Профиль автора в соцсети: https://www.facebook.com/boris.titov.92
обсуждение