При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Мировой рынок спортивной продукции уже не одно десятилетие делят между собой два гиганта индустрии: Adidas и Nike. Конкуренция между ними не утихает, они не перестают предлагать новшества и технологии своим клиентам, а также переманивают клиентов друг друга.
Направлений в спортивной индустрии множество, как и видов спорта. И эти крупнейшие игроки стали лидерами, поделив этот рынок практически в равных долях.
Смотрю в зеркало и вижу твоё отражение
Стоит начать с рассмотрения общих черт брендов, поскольку объединяющих моментов у них предостаточно, и во многих Adidas и Nike занимают равные позиции:
- Создание компаний и развитие их истории достойны восхищения.
- Продукция корпораций предназначена для занятий популярными видами спорта и ведения спортивного образа жизни.
- Фирменные технологии разрабатываются в специальных департаментах компаний. Корпорации создают и накапливают свою технологическую базу. Они сами разрабатывают новинки на базе своего производства и скупают патенты на другие разработки.
- Разнообразие ассортимента продукции с еженедельным добавлением новинок.
- Популярные модели не забываются со временем, а выпускаются их ремейки, компаниям не чужды коллаборации и запуск пак-линеек (обновленных по цветам моделей). Брендам удаётся вносить в это философию и невероятную значимость.
В обеих компаниях разрабатывают новинки, соединяя в них технологии, уже получивших популярность моделей. Зачастую новинку собирают как конструктор, собирая ходовые технологии в новый силуэт.
Главная ставка на маркетинг. Инновации идут вторыми. На примере футбольного рынка чётко видна реальная доля новинок в огромном ассортименте продукции, которой Adidas и Nike заваливают прилавки. Среди регулярных паков, различных обновлений, ремейков и подобных «новинок», по-настоящему новой продукции окажется совсем не много.
Копирование продукции друг друга. Особенно это заметно в товарах экипировки. У обеих компаний выпуски паков часто очень схожи: либо параллельный выпуск моделей одной цветовой гаммы, либо, если у одной компании товар стал популярным, вторая создает его копию.
Историческая справка
«Три полоски» – под таким «прозвищем» все знают знаменитый бренд Adidas. Саму компанию основали в 1924 году два брата Адольф и Рудольф Дасслер, и тогда она получила название Gebrüder Dassler.
Братьям необходимо было сделать свой бренд узнаваемым, и они пошли на неожиданный для того времени ход: стали подкупать спортсменов для рекламы их кроссовок. И этот ход принёс свои плоды – бренд получил свою славу. Победа Джесси Оуэна среди бегунов на XI-ой Летней Олимпиаде в Берлине заставила мир говорить об этих кроссовках. Однако, когда Вторая мировая война окончилась, история бренда пошла по иному пути: между братьями произошла ссора, и на рынке спортивной обуви появились уже 2 известных производителя – Adidas и PUMA.
История Nike началась гораздо позже – в 1962. Тогда полный амбиций 24-летний Фил Найт решил, что мир должен о нём узнать, и одолжив 300 $ у своего отца, он поехал в Японию. Здесь он разместил заказ в компании Onitsuka Tiger (сейчас она называется ASICS) на изготовление обуви. Первая партия была всего 300 пар. Спустя 2 года Найт вместе со своим тренером по легкой атлетике Биллом Бауэрманом, с которым оформили договор партнёрства (тот со своей стороны вложил 500 $), перепродали 300 пар обуви и смогли на этом заработать 800 $. Тогда основатели компании дали ей название Blue Ribbon Sports, которое вскоре изменилось на Nike.
Впервые конкуренты столкнулись на рынке США, и нешуточная борьба за рынок с многомиллиардным потенциалом была недолгой. К тому времени Adidas была уже в шаге от позиции мирового рынка спортивной обуви, но в 1978 главная опора компании была потеряна – Адольф Дасслер, глава фирмы скончался. После этого во главе управления стала его супруга Катарина Дасслер, однако рынок США уже был потерян для компании, а на рынке Европы становилось всё сложнее удерживать свои позиции. В конце 80-х годов прошлого века для компании Adidas наступили сложные времена глубокой депрессии.
В компании начался период смены руководства, и на этом посту побывало несколько человек, пока её не возглавил Луи Дрейфус. Мировая арена снова была покорена после того, как компания проспонсировала футбольный чемпионат мира в 1994 году. Через 4 года в 1998 году компания уже не только спонсирует чемпионат, но и становится техническим спонсором команды Франции, которая поднялась на высшую ступеньку победного пьедестала. Выручка Adidas увеличилась до 7.9 млрд марок, однако рынок США оставался недосягаемым – Nike прочно обосновался в Штатах.
Луи Дрейфус покинул свой пост в 2004 году и руководить компанией стал Герберт Хайнер, для которого идея отнять рынок США у Nike стала очень мотивирующей. Вот тогда и развернулась настоящая битва между двумя гигантами индустрии.
Показатели прибыльности Nike в течение последних 5 лет были выше Adidas, однако достоверное увеличение своих результатов ей не удалось в такой же степени как европейскому конкуренту. Adidas тем временем смогла обеспечить стабильность роста во всех направлениях.
Темпы роста выручки в годовом выражении у Adidas оказались гораздо быстрее, чем у Nike за 4 года из последних 5.
Adidas также превосходит Nike в эффективности операций и в объёме валовой прибыли уже много лет. Пока Nike сохраняла размер маржи в районе 46% от года к году, маржа Adidas за последние 5 лет увеличивалась каждый год и достигла к этому моменту 51%.
Тем не менее общие бизнес-показатели указывают на лучшую эффективность работы Nike, а итоговая прибыль остаётся значительно выше, чем у Adidas. Показатель чистой прибыли Nike был выше, чем у компании из Германии, но результаты не отличаются стабильностью в годовых исчислениях, а вот Adidas смогли выстроить более стабильные результаты в росте маржи и чистой годовой прибыли.
Бизнес-стратегии компаний
В основе стратегии Nike сейчас лежит прямая продажа своих товаров потребителям, минуя посредников. По результатам прошлого финансового года выручка оптовых продаж ретейлерам продукции марки Nike составляла 68%, а прямых продаж потребителям – 32% от общего объёма выручки компании. Компания рассчитывает на повышение прибыльности после отказа от посредников и на улучшение качества сбора информации, чтобы лучше понимать своих клиентов. Что касается рынков, то в азиатском регионе отмечается рост показателей компании Nike, особенно по продажам.
В стратегии должно быть предусмотрено, что выручка будет ежегодно выходить на более высокие показатели, считает руководство Nike, а валовая прибыль расти на 50 б. п. ежегодно, как и прибыль на акцию в процентном соотношении. Компания рассчитывает на увеличение доходности инвестиционного капитала на 30–34%.
Стратегия Adidas нацелена на увеличение привлекательности бренда. Компания открыта к партнёрству и сотрудничеству со знаменитыми творческими людьми, с музыкантами, а также, разумеется, с легендарными спортсменами. Для бренда сейчас важна отзывчивость и гибкость в производстве своей продукции. Компания заявляет о своём стремлении каждый сезон быть готовой выпускать новые линии, иметь неисчерпаемые запасы и гарантированно придерживаться последних тенденций рынка.
Производитель спортивных товаров ориентирован на жителей городов и клиентов из мегаполисов: Лондона, Парижа. Нью-Йорка, Токио, Лос-Анджелеса и Шанхая. Помимо своего стремления к быстрому росту в азиатском регионе, Adidas видит в США свою главную возможность увеличения показателей прибыльности, и намеревается занять часть рынка Nike – крупнейшего в мире внутреннего рынка товаров спортивной индустрии.
Стратегия бренда Adidas на ближайшие годы заключается в увеличении выручки в ускоренном темпе через увеличение доли в своих основных рынках, чем на более масштабном рынке. Основная цель компании – устойчивое увеличение чистого дохода, а ещё– ежегодное увеличение прибыли на 20–22%.
Дивидендные козыри
Для инвесторов Adidas будет намного приятнее получить выплаты по дивидендам за 10 лет в сравнении с выплатами от Nike, которая прилагает много усилий, чтобы рост компании стал более стабильным.
По данным от 27 февраля 2020 года доходность по дивидендам Nike равнялась 1.1%, Adidas обошёл своего конкурента по этой позиции и достиг 1.3%. Хотя ни Nike, ни Adidas не являются для опытных инвесторов компаниями-приоритетами с высокими выплатами, оба бренда в течение нескольких лет надёжно выплачивают дивиденды.
Характер акций
Акции обеих компаний входят в состав «голубых фишек», как максимально безопасные и стабильно приносящие прибыль. Выплаты дивидендов в этих компаниях происходят своевременно, и они представляют интерес для крупных инвестиционных фондов. Покупка ценных бумаг и той и другой компании, как правило, направлены на долгосрочное инвестирование и диверсификацию рисков инвестиционного портфеля. Средний показатель годового роста акций этих брендов – 20%.
В обеих компаниях управление заслуживает высоких оценок, как и прибыльность. Компания Nike превосходит своими масштабами, а Adidas –темпами роста. Баланс в обоих концернах достаточно серьезный, но Adidas здесь привлекательнее. Хотя маржа у Nike выше, а генерирование денежного потока больше.
Если сравнивать дивиденды, то Adidas показывает рост дивидендов и доходности более высокими темпами, зато у Nike отмечалось в течение 18 лет непрерывное повышение дивидендов. Ещё один параметр для сравнения – ценные бумаги Adidas за одно десятилетие оказались с большим приростом капитала нежели акции Nike, однако акции немецкой компании входят в лист фондовой биржи Франкфурта, а котировки Nike есть на американском рынке.
На данный момент покупка акций крупных спортивных брендов выглядит весьма привлекательно и по цене, и по перспективам вложения на этот год:
- новые точки для развития масштабного рынка (например, Китай);
- новые коллекции одежды для выпуска на рынки;
- развитие маркетинговой стратегии со «звездами» спорта и шоу-бизнеса.
По прогнозам, в ближайшие 12 месяцев цены на акции Adidas достигнут уровня в 280–285 €, а котировки акций Nike могут подняться выше исторических максимумов 105 $.
обсуждение