При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Европейские и азиатские фондовые рынки открылись снижением в четверг после того, как президент США Дональд Трамп объявил о введении 25%-ных тарифов на импорт автомобилей и лёгких грузовиков. Это решение, которое вступит в силу 3 апреля, стало очередным шагом в расширении глобальной торговой войны, вызвав волну критики и угрозы ответных мер со стороны традиционных союзников Вашингтона. Новые пошлины дополняют ранее введённые ограничения на сталь, алюминий, а также товары из Мексики, Канады и Китая. По данным за 2024 год, США импортировали автомобильной продукции на сумму $474 млрд, включая легковые автомобили на $220 млрд. Основными поставщиками стали Мексика, Япония, Южная Корея, Канада и Германия — все они являются близкими партнёрами Америки.
Европейский союз, Канада и азиатские страны незамедлительно отреагировали на решение Дональда Трампа. Президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен назвала тарифы «ударом по бизнесу и ещё большим ударом по потребителям». Премьер-министр Канады Марк Карни заявил, что новые меры представляют собой «прямую атаку» на канадских рабочих, и пообещал рассмотреть ответные шаги. «Мы будем защищать наших работников, наши компании и нашу страну — и сделаем это вместе», — подчеркнул он на пресс-конференции в Оттаве.
В Азии падение акций автопроизводителей стало наиболее заметным. Япония, где автомобильный сектор обеспечивает более четверти экспорта в США, столкнулась с обвалом котировок Toyota и Mazda. Южнокорейские Hyundai и Kia также потеряли в стоимости, а индийские производители запчастей и автомобилей присоединились к нисходящему тренду. Премьер-министр Японии Сигэру Исиба заявил, что Токио рассмотрит «все возможные варианты» реакции, включая обращение во Всемирную торговую организацию (ВТО). Южная Корея, в свою очередь, анонсировала введение экстренных мер поддержки для автомобильной отрасли уже к апрелю.
Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва, находясь с визитом в Токио, осудил протекционизм Трампа, назвав его вредным для мировой экономики. Он также пообещал оспорить в ВТО ранее введённые пошлины на бразильскую сталь.
Решение Трампа немедленно отразилось на глобальных рынках. Акции General Motors и Ford упали на внебиржевых торгах, а фьючерсы на американские индексы указали на снижение при открытии сессии. В Азии совокупные потери транспортного сектора Японии оцениваются в $16,5 млрд. Европейские индексы, включая немецкий DAX, также демонстрировали негативную динамику.
Эксперты предупреждают, что тарифы приведут к росту цен на автомобили для американских потребителей. По оценкам Центра автомобильных исследований (Center for Automotive Research), новые пошлины добавят тысячи долларов к стоимости машин, что сократит продажи и приведёт к потере рабочих мест. «Введённые сегодня тарифы увеличат затраты на производство и продажу автомобилей в США, что в конечном итоге приведёт к росту цен, сокращению выбора для потребителей и уменьшению количества рабочих мест в американской промышленности», — отметила Дженнифер Сафавиан (Jennifer Safavian), глава торговой группы Autos Drive America, представляющей интересы иностранных автопроизводителей.
Дональд Трамп неоднократно заявлял, что видит в тарифах инструмент для пополнения бюджета, компенсации налоговых льгот и возрождения американской промышленности. «Мы будем взимать плату со стран, которые ведут бизнес в нашей стране, забирают наши рабочие места и богатство», — заявил он в Овальном кабинете, подчёркивая, что союзники США зачастую действовали хуже противников.
Неожиданную поддержку президенту оказал Объединённый профсоюз работников автомобильной промышленности (UAW), традиционно критикующий свободную торговлю. Президент UAW Шон Фейн (Shawn Fain) заявил, что эти тарифы ялвяются важным шагом к возвращению рабочих мест в США. По его мнению, теперь автопроизводители, от «Большой тройки» до Volkswagen, должны инвестировать в создание рабочих мест на территории Соединенных Штатов.
Однако даже компании, которые могли бы выиграть от протекционизма, выражают сомнения. Volkswagen, 43% продаж которого в США приходятся на автомобили из Мексики, оказался в зоне риска. Илон Маск, глава Tesla, вопреки заявлениям Трампа о «нейтральном эффекте» для компании, написал в X: «Тарифы серьёзно повлияют на Tesla».
Аналитики опасаются, что объявление взаимных тарифов 2 апреля — лишь начало более масштабного пересмотра торговой политики. Кайл Родда (Kyle Rodda) из Capital.com отметил, что затяжная неопределённость может дестабилизировать мировую экономику: «Вопрос в том, насколько радикальные изменения пытается внедрить Трамп».
Угроза ответных мер со стороны ЕС и Канады уже спровоцировала резкую реакцию президента. В соцсети Truth Social он предупредил, что в случае совместных действий союзников США введут «значительно более высокие пошлины».
Новые тарифы добавляют давления на глобальную экономику, уже сталкивающуюся с инфляцией и замедлением роста. По словам Васу Менона (Vasu Menon) из OCBC, меры Трампа рискуют усилить рецессионные ожидания, особенно на фоне роста цен для потребителей и нарушений в цепочках поставок. Чак Карлсон (Chuck Carlson) из Horizon Investment Services допускает, что администрация может ввести исключения для отдельных производителей, но считает, что тарифы «имеют шанс закрепиться надолго».
Пока мир готовится к новому витку торговых противостояний, ясно одно: стратегия Трампа, направленная на переформатирование глобальной торговли в угоду американским интересам, продолжает бросать вызов многолетним экономическим связям, рискуя оставить после себя не только политические, но и глубокие экономические шрамы.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- Trump auto tariffs: President slaps 25% duties on car imports to US (Reuters)
- Investors react as Trump auto tariffs rattle markets (Reuters)
обсуждение