При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Регулирование операторов инвестиционных платформ: возможности и риски.
В России готовится регулирование краудфандинга. Какие плюсы, возможности, а также риски можно обозначить в связи с готовящимся новым регулированием? Попробуем разобраться на основании последней версии закона «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» (принятой в первом чтении и с учетом поправок, обсуждаемых в экспертном сообществе ко второму чтению).
Прежде всего отмечу, что отрасль краудфандинга для России достаточно новая. Банк России в настоящее осуществляет наблюдение за данным сегментом и собирает добровольную отчетность. По итогам 2017 года объем рынка оценен в 11,2 млрд рублей на основании данных, предоставленных самими участниками. А в первом полугодии 2018 года ЦБ организовал «регуляторную песочницу» – протестировал готовность участников к новому регулированию.
Зачем нужно и чем может быть полезно регулирование? Разберем на примере потребителей, игроков рынка, а также корпораций, которые пока только рассматривают дополнение своей продуктовой линейки услугами в форме краудфинансирования.
Во-первых, для корпораций (как из финансового сектора, так и из других отраслей), которые инвестируют в финтех, кто обдумывает стратегию и оптимизирует услуги для привлечения клиентов или для повышения кросс-продаж. Наличие закона сформирует для них правовую определенность в данной сфере и позволит планировать бизнес модели для развития краудинструментов.
Безусловно, невозможно регламентировать все аспекты деятельности на уровне федерального закона, но закрепление основных понятий в рамках деятельности по привлечению инвестиций, основных прав и обязанностей участников и правил осуществления ими деятельности, повысит инвестиционную привлекательность данного сегмента за счет правовой определенности.
Во-вторых, для потребителей услуг краудплатформ (операторов инвестиционных платформ – в терминологии законопроекта) регулирование упростит жизнь. Они смогут увидеть, какие компании включены в реестр ЦБ, клиентам уже не понадобится тратить массу времени на изучение надежности платформы, в том числе потому, что закон унифицирует перечень раскрываемой ими информации. Закон содержит и механизмы дополнительной защиты прав клиентов (например, использование номинального счета исключает риски перевода средств не на цели, указанные клиентом).
В-третьих, для действующих участников рынка (имея в виду тех, кто будет соответствовать всем требованиям и включится в реестр ЦБ) возникнет повод предложить государству использовать свою инфраструктуру как дополнительную опцию к программам поддержки малого и среднего бизнеса, стартапов, инновационных решений и технологий по аналогии с действующими программами и механизмами для иных участников финансового рынка (банки, МФО), а также обсудить налоговые меры поддержки инноваций на базе краудинструментов.
В-четвертых, для государства снизятся риски нарушения прав потребителей. За счет повышения правовой определенности на этот рынок, как ожидается, придут новые игроки, что позитивно скажется на доступности финансирования малого бизнеса (плавно вместе с ростом возможностей получения финансирования через краудинструменты).
Какие риски можно выделить в связи с новым регулированием?
- Риски правоприменения, впрочем, как и во всех сегментах, но на первом этапе это является особенно актуальным – в отсутствии отработанной рыночной практики и в условиях необходимости на уровне подзаконных актов доопределить правила.
- Риски избыточной регуляторной нагрузки, когда в попытке получше защитить потребителя могут быть введены непропорциональные по характеру создаваемых рисков требования к игрокам рынка (напомним, отрасль оценивается всего в 11,2 млрд рублей).
- Риски создания барьеров для розничных инвесторов (это могут быть излишние запреты в рекламе, когда из нее нельзя будет понять условия инвестиций, или ограничение для инвестора по вложениям в 1 проект или по сумме инвестиций в течение 1 периода).
Здесь важно отметить, что, конечно, непросто найти правильный баланс защиты прав клиентов, но очень важно, чтобы устанавливаемые правила были обусловлены рыночной практикой, были сбалансированы и гибки (то есть могли быть скорректированы на уровне подзаконного акта).
Важно обозначить эти риски уже на текущем этапе до принятия закона, потому что динамика и успешность развития рынка краудфинансирования будет сильно зависеть от качества регулирования, т.е. от правил, требований, которые, как ожидается, в ближайшее время будут установлены для данного сегмента федеральным законом.
Также представляется, что активная позиция и предложения участников рынка, отражающие особенности отдельных подсегментов (краудлендинг, краудинвестинг) позволят управлять обозначенными рисками и будут полезны для регулятора.
В ближайшее время станет известно о планах по принятию закона, после чего мы расскажем более детально о некоторых его аспектах. Следите за дальнейшими публикациями.
обсуждение