При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Дело любой организации, непосредственно связанной с рынком ценных бумаг, — обеспечение постоянной защиты прав и интересов розничных инвесторов, деятельность которых органично сопряжена с рисками, а целеполагание обладает венчурным содержанием.
При таком подходе, когда риски прямо связаны с возникновением неминуемых издержек, деятельность профильных организаций должна быть направлена на формирование качественной системы защиты инвесторов, в том числе неквалифицированных, также подверженных рискам на финансовом рынке. Вместе с тем случаи нарушения прав инвесторов вне регулируемых Банком России компаний как раз и являются тем серьезным ограничением на пути к привлечению капитала на российский внебиржевой рынок.
Во всяком случае, именно публично-правовыми и государственными органами, ставящими во главу угла защиту прав и законных интересов инвесторов, приложено немало усилий для создания благоприятного инвестиционного климата в стране. Так, в рамках осуществления надзорной деятельности Банк России в 2018 году выделил в самостоятельное направление поведенческий надзор, а в январе 2019 года в круглосуточном режиме начал работать Единый коммуникационный центр Банка России. С этой же целью Банком России утверждена Стратегия повышения финансовой доступности в Российской Федерации на период 2018–2020 годов.
Отдельного внимания в части обеспечения защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг заслуживают профессиональные сообщества участников финансового рынка, среди которых и саморегулиремая организация «Ассоциация форекс-дилеров». Для эффективного функционирования отечественной финансовой системы Ассоциация занимается разработкой предложений и стандартов, в первую очередь ориентированных на защиту интересов участников рынка ценных бумаг.
С самого начала своей деятельности Ассоциация форекс-дилеров приняла такие важные стандарты в сфере финансового рынка, как Базовый стандарт защиты прав и интересов получателей финансовых услуг (2019), Внутренний стандарт Ассоциации форекс-дилеров о порядке продажи финансовых услуг (2019) и Базовый стандарт совершения операций на финансовом рынке при осуществлении деятельности форекс-дилера (2017).
Совсем недавно Ассоциацией был утвержден еще один не менее важный стандарт, направленный на обеспечение законных прав инвестора, — «О порядке проведения обучения и проверки знаний работников форекс-дилеров, осуществляющих взаимодействие с получателями финансовых услуг». Согласно Внутреннему стандарту, работник форекс-дилера обязан владеть информацией, необходимой для качественного оказания форекс-дилером финансовых услуг, а также уметь в доступной форме предоставить такую информацию получателю финансовых услуг. Кроме того, форекс-дилер обязан предпринимать меры, способствующие обеспечению высокого уровня профессионализма работников, осуществляющих непосредственное взаимодействие с получателями финансовых услуг в процессе оказания финансовых услуг, в том числе проводить регулярное обучение указанных работников.
При этом обучение, установленное форекс-дилером, может проводиться в двух основных формах: вводный и целевой инструктаж. Если первый проводится при приеме и переводе работников на работу для выполнения функций, связанных с непосредственным взаимодействием с получателями финансовых услуг, то последний проводится в следующих трех случаях, касающихся осуществления деятельности форекс-дилера: при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых и иных актов Российской Федерации, при изменении действующих или утверждении форекс-дилером новых внутренних документов, а также при поручении работнику форекс-дилера работы, связанной с непосредственным взаимодействием с получателями финансовых услуг, не обусловленной заключенным с ним трудовым договором.
В общем и целом, настоящий стандарт определяет условия и порядок проведения обучения работников форекс-дилера, осуществляющих непосредственное взаимодействие с потребителями финансовых услуг.
СРО АФД рассчитывает, что вступление в силу норм Внутреннего стандарта, разработанного в соответствии с положениями Базового стандарта защиты прав и интересов получателей финансовых услуг, позволит создать дополнительные комфортные условия, при которых инвесторы обретут доверие к внебиржевому финансовому рынку.
обсуждение