При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
На рынке форекс существует огромное количество предложений так называемого доверительного управления. Мало кто из предлагающих подобные услуги разъясняет потенциальным клиентам из России, что действует вне правового поля.
Рынок форекс, как известно, характеризуется высокими рисками. Об этом предупреждают все форекс-дилеры на своих официальных сайтах. Заработать на торговле валютными парами удаётся далеко не всем. Но те, кому удаётся, получают двухзначную доходность. Это не оставляет равнодушными многих людей и порождает большое количество сопутствующих услуг, а также, увы, почву для недобросовестных практик.
Форекс-компании на своих сайтах зачастую публикуют сведения о так называемых счетах доверительных управляющих и о самих управляющих этими счетами. Компании выставляют на всеобщее обозрение графики, которые, как правило, демонстрируют впечатляющую доходность по данным счетам. Однако всегда ли это отражает реальное положение вещей?
Справедливости ради стоит сказать, что форекс-компании используют различные подходы к определению размера доходности. Иногда их подходы не совпадают с общепринятой методологией, используемой, например, в банковской сфере. Зачастую в графике отражаются только закрытые позиции, а текущие – не учитываются. Кроме того, многие компании грешат тем, что публикуют на своих сайтах сведения только о тех счетах, которые имеют положительный результат. Совокупность факторов вводит потенциального потребителя финансовой услуги в заблуждение.
Клиенты, желающие передать денежные средства в управление, как правило, не обладают никакой информацией об управляющем, кроме той, что тот сам о себе раскрывает. Зачастую это только ник или адрес страницы в социальной сети. Всё общение между клиентом происходит в чатах и мессенджерах. Редко между ними заключается какой-либо договор. И, конечно же, в случае неудачного исхода торговли управляющий не несёт никакой ответственности перед клиентом.
Но самая главная проблема в другом. Далеко не все так называемые управляющие вообще пытаются торговать. Многие из них нацелены исключительно на присвоение клиентских средств. Согласно общепринятой практике, размер вознаграждения доверительному управляющему зависит от суммы средств, внесённых на счёт. Чем больше внесённая клиентом сумма, тем меньше вознаграждение. Как не трудно догадаться, это побуждает неискушённых потребителей финансовых услуг вносить на счёт максимально возможные для них суммы. Получив логин и пароль счёта незадачливого клиента, «управляющие» часто исчезают.
АФД ежедневно получает и обрабатывает обращения, поступающие по телефону и через интернет-приёмную. Десятки жалоб связаны именно с попытками людей передать денежные средства на рынке форекс в управление. Приведу несколько свежих примеров.
Гражданин С. приобретал услуги брокерской компании «IBR Broker» (название компании настоящее). На протяжении восьми месяцев гражданин С. получал услуги доверительного управления от сотрудника упомянутой компании. Под всевозможными предлогами сотрудник компании на постоянной основе вынуждал пополнять счёт, поскольку торговля проходила не успешно. При пополнении счёта на указанную сотрудником компании сумму в течение некоторого времени сделки закрывались с положительным результатом. После месяца работы сумма остатков на торговом счёте вновь становилась отрицательной. При попытке вывода средств торговый счёт гражданина С. стал равен нулю, а сотрудники компании «IBR Broker» перестали выходить на связь. Сумма ущерба составила более 10 тысяч долларов США.
Другое обращение, поступившее в СРО АФД. Гражданка К. приобретала услуги брокерской компании «Supra Fn» (название тоже реальное). После двух недель настойчивого убеждения со стороны сотрудников указанной компании гражданка К. согласилась на сотрудничество. На протяжении трёх месяцев ей предоставлялись услуги по доверительному управлению. После каждого обнуления счёта с гражданкой К. связывался новый сотрудник компании «Supra Fn», поскольку предыдущий «уезжал» в командировку. После того, как сменилось четыре трейдера, предоставляющих услуги по доверительному управлению от данной компании, гражданка К. отказалась пополнить счёт, исходя из чего сотрудники компании перестали выходить на связь. Сумма ущерба составила более 5 тысяч долларов США.
И ещё один пример жалобы. Гражданка И. приобретала услуги брокерской компании «EXTL» (и это реальная компания). После недели настойчивого убеждения со стороны сотрудников указанной компании гражданка И. согласилась на сотрудничество. На протяжении двух месяцев ей предоставлялись услуги по доверительному управлению. После двух обнулений счёта с гражданкой И. связался «опытный» сотрудник компании «EXTL», который обещал исправить ситуацию. После месяца работы он удвоил средства, находящиеся на торговом счёте. При попытке вывода средств поступали звонки от сотрудников компании «EXTL» с настойчивыми просьбами пополнить счёт. Вывод средств не осуществляется по сей день (данная жалоба поступила в СРО АФД 19 марта 2019 года). Сумма ущерба – 20000 долларов США.
Подводя итог, хочется напомнить, что в российском законодательстве о форекс нет такой конструкции, как доверительное управление. Форекс-дилер, согласно российскому законодательству, обладает исключительным видом деятельности и предоставляет клиенту площадку для торговли валютными парами. Форекс-дилер не вправе как-то помогать клиенту – предоставлять персонального трейдера и т.д. Ассоциация форекс-дилеров предостерегает потребителей финансовых услуг от взаимодействия с различного рода компаниями, предлагающими подобные услуги. Гораздо полезнее будет подтянуть собственные знания в финансовой сфере и попробовать свои силы в трейдинге, не перекладывая ответственность на других лиц.
обсуждение