При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Могло показаться, что социальная и экологическая повестки «ушли на второй план», но на самом деле нет – и эмитенты зеленых и социальных бумаг, и «ответственные» инвестиции снова активны, а ESG-рейтинги не теряют своей актуальности. Как устроены институты ESG-рейтингования и что такие рейтинги сегодня могут дать компании?
ESG-рейтинг присваивается профильным агентством, индексирующим ключевые принятые бизнес-решения в компании. Ведение такой метрики ориентировано на обеспечение устойчивого развития бизнеса в экологической, социальной и управленческой сферах. Такой рейтинг также может стать важным фактором взаимодействия компаний с инвесторами и партнерами. ESG-рейтинг не является кредитным, однако он весьма востребован по ряду причин. Компании, активно интегрирующие повестку устойчивого развития в свои бизнес-процессы, будут иметь большее число лояльных потребителей и лучше удержат свои позиции на рынке в будущем. ESG-рейтинги являются инструментом измерения данной активности компании по целевым направлениям.
По данным рейтингового агентства НРА, результаты рэнкинга демонстрируют наибольшую важность ESG-метрик для компаний, в которых сформирован соответствующий пул инвесторов, руководствующихся принципами ответственного финансирования, т.е. принципами принятия инвестиционных решений на основе приверженности компаний достижению целей устойчивого развития. Также соответствие критериям ESG-повестки могут требовать крупные потребители, что актуально прежде всего для сегментов добычи и переработки. Основная мотивация к соответствию ESG-критериям – удовлетворение ожиданий стейкхолдеров, особенно с целью сохранения текущего пула инвесторов и возможности приобретения новых. Компаниям, присутствующим на публичных рынках и желающим повысить капитализацию, уже невозможно игнорировать ESG-повестку. Инвесторы значительно меньше поддерживают компании с низким ESG-рейтингом. В 2020 году компания EY провела опрос среди институциональных инвесторов – страховых и инвестиционных компаний, пенсионных и благотворительных фондов. В результате 98% опрошенных заявили, что строго отслеживают ESG-рейтинг компании.
Кто присваивает ESG-рейтинг?
Отдельными индексами или комплексными ESG-рейтингами занимаются как рейтинговые агентства, аналитические центры и исследовательские компании, так и профильные организации, специализирующиеся на экологической и социальной тематике. ВЭБ и Мосбиржа аккредитовывают структуры, которые присваивают ESG-рейтинги, и на их сайтах можно найти списки аккредитованных агентств. В России составлением ESG-рейтингов занимается «Эксперт РА», Национальное рейтинговое агентство (НРА), Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) и Национальные Кредитные Рейтинги (НКР).
На Мосбирже создан отдельный Сектор устойчивого развития для «зеленых» и «социальных» облигаций. Совместно с РСПП ведется ежедневный расчет индексов устойчивого развития, на которые в этом году управляющие компании сформировали два биржевых паевых инвестиционных фонда. Биржа также разработала соответствующие инструкции – «Руководство для эмитента: как соответствовать лучшим практикам устойчивого развития». В руководстве компаниям предоставляются рекомендации по разработке ESG-стратегии, развитию корпоративного управления, приводятся практические аспекты рынка и лучшие ESG-практики. ESG-рэнкинг эмитентов нефинансового сектора 1 и 2 уровня листинга Мосбиржи представляет собой оценку ESG-профиля компаний – уровня интеграции ESG-факторов в бизнес-процессы на основе качества соблюдения соответствующих практик и их соответствия базовым международным и российским ориентирам.
Биржа рассчитывает индексы РСПП «Ответственность и открытость» (MRRT) и РСПП «Вектор устойчивого развития» (MRSV). В базу расчетов входят акции, эмитенты которых в полной мере раскрывают информацию по вопросам устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности. Также важным шагом в сторону развития ESG-повестки стало внедрение в российский фондовый рынок облигаций сектора устойчивого развития, который состоит из трех самостоятельных сегментов – «зеленые» облигации, «социальные» облигации и нацпроекты.
Методологии ESG: каковы критерии и метрики?
Методики индексирования ESG-активностей опираются на примерно одинаковые метрики, по которым работают рейтинговые агентства, верифицируя экологические и социальные риски компаний, а также риски сферы корпоративного управления. Например, экологическая составляющая оценивается по уровню влияния компании на климат (углеродный след бизнеса), а также её усилиям по предотвращению загрязнений окружающей среды и интеграции «зелёных» технологий. Социальный фактор можно оценить по отношению руководства к персоналу, обеспечению его развития и мотивации, а также социальной ответственности при производстве продукции – метриками становятся качество продукции, безопасность данных, надёжность, ответственные инвестиции. Индексы корпоративного управления оцениваются, к примеру, по качеству менеджмента, достижению поставленных задач (KPI), прозрачности отчетности и линии поведения компании. В последнем пункте речь идет о корпоративной этике, отсутствии коррупции, честной конкуренции.
Помимо оценки фактически достигнутых показателей, методологии учитывают оценку действий по минимизации рисков экологических аварий, возникновения социальной напряженности и рисков в области корпоративного управления. Только кредитные рейтинги компаний уже не могут одновременно отвечать интересам руководства, инвесторов и клиентов. ESG-факторы являются важным элементом оценки бизнеса, поскольку риски реализации этих факторов могут оказывать прямое или опосредованное влияние на капитализацию и инвестиционную привлекательность, а также на стоимость вовлекаемых ими финансовых ресурсов.
Российские агентства, присваивающие ESG-рейтинги, имеют балльные шкалы оценки всех обозначенных факторов, по которым компании после проверки присуждается определенный уровень. Раскрытие ESG-факторов важно для принятия деловых и инвестиционных решений участниками рынка, демонстрируя прозрачность и эффективность управленческих процессов, что создаёт благоприятные условия для привлечения долгосрочных ресурсов.
Задача ближайшего времени – создание системы координат для сопоставимого сравнения компаний и ведения соответствующей отчётности, а также поддержание потенциала внутренней рейтинговой системы. ESG-рейтинг в любом случае рассматривается инвесторами в качестве индикатора соответствия компании мировым и национальным стандартам в сфере экологии, социальных отношений и корпоративного управления. У таких компаний выше шансы эмитировать зеленые или адаптационные финансовые инструменты.
В России вектор устойчивого развития не теряет актуальности. Российские компании продолжат выпускать нефинансовую отчетность, а рейтинговые агентства – вести их оценку. Фондовый рынок не прекращает учитывать ESG-рейтинги компаний, а государство оказывает финансовую поддержку эмитентам зеленых облигаций – для этого в России утверждена таксономия зелёных проектов, к которым, согласно документу, относятся проекты лесовосстановления, интеграция ВИЭ и другие инструменты. Текущая геополитическая обстановка, хоть и внесла свои коррективы в развитие ESG-направления в стране, не смогла значительно повлиять на его актуальность. Более того, в 2023 году ожидается развитие социальной повестки – вдобавок к усилиям компаний по сокращению воздействия на окружающую среду. Бизнесу не стоит забывать о его принципах даже в условиях неопределенности в мире на сегодняшний день.
обсуждение