При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Законодатели могут либо уравнять шансы участников финансового рынка в доступе к работе с ИПК, либо сохранить существующую специализацию финансовых институтов. Что это значит для рынка и для людей?
Действующее законодательство заключило негосударственные пенсионные фонды в строгие рамки. Согласно букве 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», НПФ лишены свободы действий в маркетинговом отношении. В отличие от банков и страховых компаний, они не могут пользоваться современными методами привлечения и удержания клиентов, например, предлагать им скидки и другие материальные поощрения (путевки, обучающие курсы и т.д.). Более того, круг пенсионных продуктов, которые доступны негосударственным пенсионным фондам, ограничивается всего лишь обязательным пенсионным страхованием (ОПС) и корпоративными программами (в рамках негосударственного пенсионного обеспечения, НПО). Дополнительные услуги НПФ предлагать запрещено.
При этом и кредитные организации, и страховые компании ведут свою деятельность в более мягких условиях. В борьбе за клиента они делают акцент на дополнительные услуги, скидки, подарки, различные акции, тем самым склоняя выбирать именно их услуги. И, надо сказать, зачастую это работает.
Логику законодателя, с одной стороны, легко понять: пенсионные фонды представляют собой объект повышенной социальной значимости, и должны придерживаться в своей работе определенного консерватизма. С другой стороны, стоит задача переформатировать сложившуюся практику пенсионных накоплений таким образом, чтобы граждане России в значительной степени взяли на себя ответственность за собственное материальное благополучие в пожилом возрасте.
На фоне предстоящей реформы и внедрения в практику индивидуального пенсионного капитала (ИПК) страховщики попросили открыть им доступ к пенсионному рынку еще на этапе первичного формирования этого капитала. Их аргументы оказались простыми: страховые компании имеют налаженную инфраструктуру и наработанную для того, чтобы предложить клиентам еще и пенсионные продукты. Однако на наш взгляд, предварительно необходимо решить проблему неравенства, о которой упоминалось выше. Каким образом? Очевидно, создав единые правила игры для всех участников рынка. Это возможно сделать разными путями.
Вариант первый – «разрешительный»: можно было бы, например, дать возможность банкам и страховым компаниям вводить в свою линейку пенсионные продукты, взамен предоставив негосударственным пенсионным фондам право предлагать клиентам банковские и страховые продукты. Но и в этом случае потребуется ликвидировать существующие маркетинговые ограничения, позволив НПФ, с помощью различных маркетинговых программ, повышать лояльность клиентов.
Последствия такого решения легко просчитать: это появление более разнообразного предложения и возрастающая конкуренция на рынке пенсионных услуг. Однако на наш взгляд рассчитывать на заметный всплеск интереса к ИПК в этом случае вряд ли приходится. По данным недавнего доклада Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), будущее накопительных пенсионных систем во многих странах находится под угрозой, поскольку немалая часть населения недостаточно финансово грамотна. Что говорить о России, жители которой не привыкли самостоятельно формировать накопления для будущей пенсии, потому что ни одна из предыдущих версий пенсионной системы этого не предполагала. Поэтому и спрос на новые продукты, которые могут появиться в большом изобилии, рискует оказаться невысоким.
Есть и второй вариант решения проблемы. Он заключается в том, чтобы запретить всем финансовым организациям предлагать непрофильные услуги. То есть сохранить существующий на рынке статус-кво. НПФ, как и прежде, не будут иметь возможности продавать другие финансовые услуги, а банки и страховые организации не смогут предлагать услуги по формированию пенсионных накоплений, подключаясь к системе на этапе выплаты.
На наш взгляд, это позволит реализовать оптимальный и самый безопасный вариант вывода ИПК на рынок, поскольку сохранение текущей специализации участников всего финансового рынка позволит сделать предлагаемые услуги наиболее качественными. А их позиционирование будет максимально понятным для клиентов.
Браться за реализацию такого социально значимого продукта, как ИПК, должны игроки, обладающие опытом работы на рынке пенсионных услуг. Не стоит забывать, что деятельность пенсионных фондов характеризуется массой особенностей, которые отличают их от других финансовых организаций. К этой категории относятся, скажем, специфические актуарные расчеты. Большинство программ страховых компаний рассчитаны на год, а при взаимодействии с провайдером пенсионных услуг клиент выбирает организацию как минимум на пять лет, как максимум – на 30-50 лет. Это требует совершенно иных подходов к взаимодействию с клиентом.
Еще недавно большой проблемой для рынка были сфабрикованные переводы клиентов из одного негосударственного пенсионного фонда в другой, при которых застрахованный терял свой инвестиционный доход, даже не подозревая об этом. К счастью, проблема уже решена при помощи соответствующих законодательных поправок. Однако такого рода массовая работа недобросовестных агентов, которую мы наблюдали, показывает, что при любых, даже малейших, изменениях на пенсионном рынке необходимо соблюдать максимальную осторожность. Пенсионная тема очень чувствительна к любым изменениям.
обсуждение