При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Каким образом запуск проекта «Маркетплейс» повлияет на конкуренцию среди подобных площадок, и в каком направлении будут развиваться рыночные маркетплейсы в будущем?
Полноценный старт проекта «Маркетплейс», курируемого Банком России, запланирован на будущий год. Технически всё готово, о чем сообщал оператор платформы – Московская биржа, да и соответствующий законопроект уже прошел первое чтение в Госдуме, но ко второму накопилось изрядное количество поправок. Глава Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков говорил, что рассматривать законопроект депутаты будут в октябре. Учитывая, что законодательство создается не под конкретный проект, но описывает всю практику работы подобных «общих витрин» в стране, такая задержка вполне оправдана. Тем более что Банк России должен будет подготовить и собственную нормативную базу, отталкиваясь от положений профильного закона.
Поэтому, скорее всего, весной будущего года мы станем свидетелями первых сделок в проекте «Маркетплейс». Почему этому событию придается такое большое значение, ведь маркетплейсы существуют и сейчас, многие из нас уже пользовались их услугами? Во-первых, необходимо учитывать масштаб новой платформы, которая станет, без преувеличения, общенациональной. Регулятор уделяет особое внимание вопросам финансовой доступности, «Маркетплейс», наряду с Системой быстрых платежей и Единой биометрической системой, призван решать и задачу широкого проникновения финансовых услуг. Второй важный момент – это отсутствие единого интересанта сервиса, назовем это так. Проект «Маркетплейс» доступен для подключения любых участников, он реализуется не силами какого-то одного конкретного банка или другого финансового института. Поэтому продвижение и самого проекта, и представленных на нем продуктов работает на индустрию в целом, а не преследует интересы какой-то определенного игрока.
В этом, кстати, заключается и ответ тем критикам проекта, которые считают, что появление «Маркетплейса», оставит прочие подобные платформы в стороне, поскольку только его участников будут ассоциировать с регулятором, больше им доверять. Напротив, он усилит конкуренцию между всеми рыночными площадками, добавив альтернатив существующим маркетплейсам и законодательно установив единые правила игры на этом рынке. Немаловажно и то, что этот проект сопровождает масштабная пиар-кампания, работающая на продвижение подобных площадок в принципе.
Очевидно, что дальнейшее развитие маркетплейсов будет происходить в двух направлениях. Первое – это расширение круга поставщиков и, соответственно, предлагаемых клиентам услуг. Правда, здесь уместнее говорить уже не столько про маркетплейс в чистом виде, сколько о построении полноценной экосистемы вокруг одного (крупного) игрока. Однако этот путь, по понятным причинам, доступен лишь единицам: слишком велики инвестиции, необходимые на создание и поддержание необходимой инфраструктуры.
Поэтому более массовым станет второй путь – создание нишевых маркетплейсов, закрывающих какое-то одно конкретное направление. И подобные примеры уже есть на рынке. В данном случае банки, которые, как правило, и создают подобные платформы, пытаются упрочить свои конкурентные позиции в различных сегментах рынка. Например, применительно к автокредитованию, клиенту предлагаются сопутствующие продукты: от страхования до техобслуживания автомобиля и различных услуг помощи на дороге. Аналогичные модели, когда клиент получает возможность полностью закрыть все потребности по определенному направлению, уже доступны и в сегменте ипотеки. Кстати, подобные маркетплейсы (или нишевые экосистемы) уже появляются и в сегменте малого и среднего бизнеса. Учитывая, что у предпринимателей возникает больше ежедневных задач (от бухгалтерского и юридического сопровождения до приобретения банальных, но необходимых канцелярских принадлежностей), чем у частных клиентов, можно предположить, что именно этот сегмент станет драйвером развития маркетплейсов.
На пути развития подобных сервисов серьезную опасность, на мой взгляд, могут представлять попытки их создателей ограничить допуск к площадке провайдеров услуг. То есть угрозой является политика протекционизма в отношении исключительно «своих» поставщиков. Если провести аналогию, то нечто подобное можно встретить в крупных торговых сетях. Вы наверняка замечали, что лучшие полки в них отдаются товарам, произведенным под брендом этой торговой сети. Разумеется, сети выгодно продвигать именно свою продукцию, даже в ущерб остальным. Подобные «сетевые» продукты можно обнаружить и в финансовых маркетплейсах, ведь создаются они, зачастую, крупными финансовыми группами, в которые входят и банки, и страховщики, и управляющие компании, и другие игроки рынка. В том случае, если клиентам на безальтернативной основе будут предлагаться услуги компаний одной группы, их качество может отойти на второй план. Ведь если у клиента нет широкого выбора, нет и стимула для бизнеса совершенствовать свои продукты. Впрочем, подобные площадки вряд ли можно назвать маркетплейсами в полном смысле слова.
Поэтому ключевой момент для любых маркетплейсов – это прозрачность условий для подключения к ним новых участников. При этом необходимо обеспечить и защиту потребителей от недобросовестных поставщиков услуг. От того, как именно будет реализован этот механизм, и будет зависеть успех подобных площадок.
обсуждение