При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
ЦБ объявил о готовности изменить законопроект о категоризации инвесторов, на этот раз – в сторону его смягчения. Финансовый рынок воспринял это известие с осторожным оптимизмом. Консультации между Банком России и индустрией по поводу параметров законопроекта продолжаются.
На форуме инновационных финансовых технологий Finopolis 11 октября в Сочи первый зампред Банка России Сергей Швецов заявил, что регулятор готов пересмотреть свой подход к категоризации инвесторов, заложенный в соответствующем законопроекте. А именно: отказаться от идеи деления клиентов финансовых компаний на три категории (особо защищаемый неквалифицированный инвестор, простой неквалифицированный инвестор и квалифицированный инвестор) и сохранить две – квалифицированный и неквалифицированный инвестор. При этом Банк России планирует в рамках законопроекта разрешить неквалифицированным инвесторам покупать некоторые иностранные ценные бумаги, которые ранее собирался поставить под запрет для «неквалов». «Это должны быть ликвидные, входящие в листинг и международно признанные индексы ценные бумаги, их достаточно много — но не любые. Бумаги, которые не залистингованы на бирже, не входят в индексы — это сложная, гораздо сложнее, чем листингованные бумаги, материя, где мы не готовы будем идти на уступки. Но, например, то, что сейчас допущено на российские биржи, это войдет», — отметил Швецов.
Украл, выпил – в тюрьму
Согласно новому подходу, озвученному Сергеем Швецовым, неквалифицированный инвестор сможет беспрепятственно купить ценные бумаги из первого и второго котировального списка российской биржи. Для покупки иностранных бумаг, находящихся в прайм-индексе и прайм-листе иностранной биржи, или не находящихся в первом и втором котировальном списке российской биржи, «неквалу» нужно будет пройти предварительное тестирование на понимание рисков инструмента. "Если вы покупаете иностранную ценную бумагу, которая предполагает уплату самостоятельно налога на доход по такой ценной бумаге, клиент должен продемонстрировать понимание, что он должен этот налог заплатить. Иначе он не заплатит налог, не дай бог приедет в эту страну, и его там еще и в тюрьму посадят. Я утрирую, конечно, но понимание нюансов, которые и являются сложностью финансовых инструментов, люди должны продемонстрировать", - сказал он (цитата по ТАСС).
Предполагается, что иностранные инструменты неквалифицированный инвестор сможет купить, даже если «провалит» тест. В этом случае ему нужно будет воспользоваться правом «последнего слова» - подписать заявление о принятии рисков. Если же неквалифицированный инвестор вообще отказывается от прохождения тестирования, то он лишается опции «последнего слова», уточнил Швецов.
Квалифицированный инвестор будет иметь доступ к любым инструментам без прохождения тестирования. Для того чтобы попасть в категорию квалифицированных инвесторов, физлицо должно соответствовать по меньшей мере одному из параметров - иметь квалификационные аттестаты, которые утверждает саморегулируемая организация, располагать 10 млн рублей в финансовых инструментах либо иметь два года опыта работы в финансовой компании на должностях, связанных с операциями на финансовом рынке.
Исход инвесторов отменяется?
Напомним, законопроект о категоризации инвесторов уже принят в первом чтении 29 мая 2019 года в достаточно строгом варианте. Между первым и вторым чтением продолжаются бурные дискуссии, в ходе которых финансовые компании пытаются отстоять свое право обслуживать широкий круг клиентов, а Банк России ставит во главу угла необходимость защиты прав частных инвесторов. Ранее индустрия озвучивала расчеты, согласно которым от 70% до 90% клиентов российских брокеров столкнулись бы с невозможностью осуществлять операции на фондовом рынке (если бы была принята наиболее жёсткая версия законопроекта о категоризации инвесторов). По прогнозам отечественных брокеров, это бы вынудило большинство частных инвесторов перейти на обслуживание к иностранным конкурентам. «У участников рынка есть опасения, что негативные последствия от нового закона (если бы его приняли в исходном виде) были бы очень серьезны», - говорит Георгий Ващенко, начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс». «Реализация такого проекта в самом деле могла привести, во-первых, к появлению новых мошеннических организаций, а во-вторых, к увеличению привлекательности иностранных компаний для простых граждан», - отмечает руководитель Ассоциации форекс-дилеров Евгений Машаров.
Президент Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Алексей Тимофеев рассказал порталу Finversia, что после заявления Сергея Швецова начались консультации об основных элементах нового подхода к категоризации инвесторов. «Мы приветствуем отказ ЦБ от идеи от деления неквалифицированных инвесторов на подкатегории, а также готовность дать неквалифицированным инвесторам доступ к более широкому кругу инструментов, пусть и при условии apropriatness-тестирования», - отметил Тимофеев.
Пока остается ряд вопросов к регулированию структурных продуктов, в том числе страховых, к роли инвестиционных советников в процессе признания квалифицированных инвесторов и apropriatness-тестирования, и некоторые другие, отмечает Алексей Тимофеев. «Тем не менее, новая позиция ЦБ означает выход из тупика, в котором была дискуссия между ним и индустрией, и резкое сближение этих позиций», - говорит президент НАУФОР.
Многое зависит от того, какими будут требования к apropriatness тестированию. «Если мы будем действовать в соответствии с европейскими подходами, то я не вижу большого риска оттока клиентов за рубеж», - комментирует Алексей Тимофеев.
- Если будет реализован жесткий сценарий (детальные тесты, требующие глубокого знания инструмента, включая налогообложение и пр.), ситуация, несмотря на «последнее слово», будет все еще сложной, - рассуждает Владислав Кочетков, президент «Финам». – Мы надеемся, что регулятор отдаст предпочтение тестам на понимание рисков и готовность их принять, тогда существенного негатива новации в сфере категоризации не принесут.
Вопросов больше, чем ответов
- Индустрия с оптимизмом восприняла те уступки, на которые решил пойти регулятор при рассмотрении законопроекта о категоризации инвесторов, - говорит Президент Национальной финансовой ассоциации (НФА) Василий Заблоцкий.
Он напоминает, что СРО НФА и НАУФОР как раз и призывали Банк России оставить две категории инвесторов и разрешить неквалифицированным инвесторам вкладываться в иностранные ценные бумаги.
- Впрочем, ряд нюансов еще требует обсуждения. Мы предлагаем разрешить неквалифицированным инвесторам принимать на себя риски приобретения финансовых инструментов, не ограничиваясь суммой в 50 тыс. рублей (на данный момент в законопроекте заложен именно такой порог при реализации права клиента на «последнее слово», - прим. ред.), а в целом, - сообщил Василий Заблоцкий.
- Нас, в первую очередь, радовало бы то, что простым неквалифицированным инвесторам могли бы дать реальную возможность торговать на рынке Форекс. Хоть инвестору все так же и надо будет пройти тест в обязательном порядке, но зато теперь у него останется право «на последнее слово» в случае неудовлетворительного результата, - считает Евгений Машаров.
Айша Кубезова, руководитель департамента методологии «БКС Премьер», считает, что ЦБ идет на серьезные уступки индустрии.
- Однако остались вопросы по поводу ограничения в 50 000 руб на сделку. Это довольно маленькая сумма, она не имеет особого смысла для нас. Часть иностранных бумаг, такие как Amazon, Google, имеют стоимость выше и, соответственно, не могут быть приобретены с учетом ограничения по сумме, - отмечает Кубезова. – Мы видим, что в любом случае клиент должен иметь "право последнего слова", то есть настоять на сделке. По аналогии с MIFID.
Кроме того, нет ясности, что будет с инвестиционным страхованием и структурными продуктами с защитой, подтверждает Айша Кубезова слова Алексея Тимофеева.
Портал Finversia обратился в Банк России с просьбой разъяснить положения законопроекта, которые остаются неясными.
- В настоящее время законопроект дорабатывается, комментарии преждевременны, - ответили в пресс-службе ЦБ.
Остаётся непонятным, зачем Центробанк долгие месяцы держал рынок в страхе, заставляя «примерять» на себя самые жёсткие варианты нового регулирования, если в итоге пришёл к гораздо более мягкому варианту поправок. Вопрос этот, конечно, больше риторический. Да и делать выводы до появления новой версии законопроекта, пожалуй, рано.
обсуждение