При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
На протяжении десятилетий ExxonMobil была главным двигателем и предметом зависти нефтяной промышленности. Теперь ситуация изменилась и критики набросились на сырьевого гиганта.
Впервые в современной истории Exxon столкнулась с серьезным вызовом со стороны разочарованных инвесторов, стремящихся кардинально сменить состав ее совета директоров.
Эти усилия, возглавляемые новым активном инвестором - компанией под названием Engine No.1, направлены на то, чтобы призвать Exxon обуздать свои огромные амбиции в области расходов, проиндексировать зарплату руководителей и активнее переходить к чистой энергии. Engine No.1 получила поддержку от одного из самых мощных пенсионных фондов Америки - Пенсионного фонда учителей штата Калифорния (California State Teachers' Retirement System, CalSTRS).
Хедж-фонд D. E. Shaw, владелец крупного пакета бумаг Exxon, подталкивает нефтяную компанию к сокращению расходов, чтобы сохранить свои дивиденды и улучшить статистику.
Все это демонстрирует удручающее положение гиганта. Рыночная стоимость Exxon, некогда самой ценной публичной компании в мире, рухнула на ошеломляющие $266 млрд с середины 2014 года. Она была исключена из индекса Dow Jones Industrial Average после 92 лет нахождения в его составе.
«Исторически Exxon не слишком заботилась об акционерах. Теперь им придется пересмотреть свою позицию», - сказал Питер Макнелли (Peter McNally), аналитик Third Bridge Group.
В последние годы в компании наблюдается недовольство акционеров, особенно на климатическом поприще, поскольку активисты выдвигают предложения, направленные на то, чтобы заставить Exxon раскрыть целевые показатели выбросов, протестировать климатический риск и разделить роли генерального директора и председателя правления.
Помимо этого, Exxon столкнулась с кампанией по захвату контроля над местами в совете директоров. Engine No.1 нашел четырех человек с сильными полномочиями в энергетической отрасли, которые согласились быть назначенными, «если это необходимо», в совет директоров Exxon.
Engine No.1, в чей состав входят бывший партнер JANA Чарли Пеннер (Charlie Penner) и экс-исполнительный директор BlackRock Дженнифер Грансио (Jennifer Grancio), недовольна работой Exxon и предположила, что компания столкнулась с экзистенциальным кризисом.
«Мы считаем, что для того, чтобы ExxonMobil избежала участи других некогда культовых американских компаний, она должна лучше позиционировать себя для долгосрочного, устойчивого создания активов», - заявила Engine No.1.
Exxon долгое время гордилась своими разумными расходами, несмотря на состояние нефтяного рынка. Однако серия недавних ошибок сильно пошатнула этот аргумент и теперь угрожает дивидендам компании.
В прошлом десятилетии компания сильно опоздала с бумом сланцевой нефти в США. Вместо этого она решила инвестировать в сложные зарубежные проекты, некоторые из которых, включая совместное предприятие с «Роснефтью», провалились.
Если оглянуться назад, то поглощение Exxon в 2009 году природного газового гиганта XTO Energy было расценено как «грандиозный провал». Цены на природный газ торгуются менее чем в два раза ниже уровня с момента приобретения компании за $41 млрд. Недавно Exxon заявила, что снизит стоимость своих газовых активов примерно на $17 млрд.
Engine No.1 раскритиковала Exxon за ее «плохую долгосрочную стратегию распределения капитала» и призвала компанию сократить расходы.
Ранее Exxon объявила об отказе от своих агрессивных планов на расходы, хотя и не в том объеме, который требуют активисты.
По словам истчоников, D. E. Shaw подталкивает компанию к улучшению своей экологической репутации, установлению четких и измеримых целевых показателей выбросов и включению их в свои компенсационные планы.
Engine No.1 заявила, что Exxon должна «полностью изучить» способы использования своего масштаба и опыта, исследуя области роста, включая «более значительные инвестиции в чистые источники энергии с нулевыми выбросами и чистую энергетическую инфраструктуру».
В отличие от европейских нефтяных компаний, таких как Royal Dutch Shell и BP, Exxon и конкурирующая Chevron не сделали больших инвестиций в возобновляемые источники энергии.
Под давлением общественности Exxon объявила, что ликвидирует сжигание метана на факелах к 2030 году и сократит «интенсивность» выбросов от своей добычи нефти и газа до 20% к 2025 году.
«Мы уважаем и поддерживаем стремление общества достичь чистого нулевого уровня выбросов к 2050 году», - заявил генеральный директор Exxon Даррен Вудс (Darren Woods).
Даже при поддержке пенсионного фонда CalSTRS и Англиканской церкви (Church of England) акционерам принадлежит лишь небольшая часть компании с капиталом $180 млрд. Судьба этого противостояния будет зависеть от Vanguard, State Street и BlackRock. Управляющим активами «большой тройки» принадлежит почти пятая часть акций Exxon в обращении.
Но у инвесторов-активистов есть одно большое преимущество - это база сильно недовольных акционеров. И если эти разочарованные акционеры объединятся с экологическими группами и социально сознательными инвесторами, у Exxon могут возникнуть серьёзные проблемы.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
обсуждение