При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
27 ноября исполняется 85 лет российскому финансисту, ректору, затем президенту и почетному президенту Финансового университета при Правительстве РФ Алле Георгиевне Грязновой.
Почти у всех студентов мира во все времена есть такое понятие – «alma-mater». С высокой латыни его обычно не переводят, ведь и так понятно, о чем речь, но перевод звучит так: «мать-кормилица».
И только у многих тысяч российских экономистов и финансистов alma-mater – это не только университет или институт, который они окончили, но и вполне конкретный человек. Зовут этого человека – Алла Георгиевна Грязнова.
Она поднимается на любой подиум – и все, даже хорошо и давно знающие Аллу Георгиевну, тут же забывают, сколько ей лет. Потому что с подиума начинает звучать глубокий, ясный голос человека, совмещающего выдающийся багаж знаний и научного понимания экономической ситуации с безупречной логикой.
И есть еще одно качество у Аллы Георгиевны – она внушает оптимизм. Не просто «дежурный оптимизм» по принципу noblesse oblige, а оптимизм настоящий, изнутри – оптимизм человека, знающего, что любая задача – в наших собственных руках, знающего, что все, что ты делаешь в этой жизни, надо делать с высокоподнятой головой и никогда не сдаваться…
Алла Грязнова… Носитель целого сонма высоких званий и правительственных наград, «Лучший ректор года», «Лучший финансист России», «Лучший менеджер России» по версиям многих организаций и деловых изданий. Думаю, что если бы было звание «Главный финансист страны» – именно оно в полной мере соответствовало тому, что Алла Георгиевна сделала для финансовой системы России.
И именно она прошла со страной тот непростой путь, который выпал на долю России в новейшей истории. Алла Георгиевна начинала преподавать, когда перед нашей страной стоял очередной экономический вызов – нужно было одновременно ликвидировать последствия тяжелейшей войны и думать о реформе начинавшего притормаживать экономического развития. Косыгинская реформа потребовала новых подходов к экономике и новаций в управлении финансами.
В 1985 году Алла Георгиевна возглавила Московский финансовый институт – началась перестройка, а затем – разрыв хозяйственных связей, деградация экономики, депрессия в науке. То самое время, когда тот, кто хочет идти вперед, понимает: сейчас придется действовать не благодаря, а вопреки. И Алла Георгиевна в то самое время, когда многие вузы в нашей стране скукоживались или попросту зачахли, сумела скромный по меркам 1970-80-х Московский финансовый институт увеличить практически на порядок по числу обучающихся студентов, сохранить и привлечь преподавательские кадры, поднять «зонтик» своей защиты над головами многих молодых ученых и, в конечном счете, превратить институт в знаменитую ныне «Финку» – сначала в Финансовую академию, а затем в Финансовый университет.
Все невзгоды того времени, все проблемы и пертурбации 90-х для команды Финансового университета оставались снаружи, за дверями родного вуза, потому что внутри своей «планеты» эта сильная женщина сумела создать главное, – уверенность и спокойствие, надежду на развитие, силу знания.
Впрочем, «сильная женщина» – это мы говорим сейчас, когда оглядываемся на все то, что сделано этим человеком. А сначала – хрупкая девочка, которая – как она как-то призналась – вообще мечтала стать балериной.
Судьба повернулась по другому, однако Алле Георгиевне удалось и в казалось бы скучную профессию финансиста привнести дух творчества и артистизма. Так что балерина в Алле Георгиевне вовсе не погибла – она продолжает свой «вальс цветов» на другом поприще. На не самом благодарном поприще, не всегда срывающим гром аплодисментов, но – таком нужном для страны и ее хозяйства во все времена.
А времена были сложные. Алла Георгиевна по сути возглавила работу на самом сложном переломе – когда все социалистические конструкции финансового рынка ушли в прошлое, в историю, а новых, соответствующих, во-первых, требованиям рыночной экономики, а во-вторых, принципиально новому техническому и технологическому уровню финансовой отрасли, – их попросту не было. Не было специалистов, не было учебников и изданий, куцее число переводов. Даже профессии в финансовой сфере появились такие, о которых раньше и не слыхивали… Российская финансовая наука начинала практически с чистого листа. Впору растеряться, но под руководством Аллы Георгиевны Финансовый университет сумел буквально в считанные годы наладить все заново – научно-методическую базу, учебники, подготовку специалистов, работу по принципиально новым специальностям и направлениям, международные связи. И заслуженно вошел в TOP лучших вузов страны. Впрочем, слово «TOP» – хоть и современное, но почему-то кажется недостаточным для того, чтобы правильно и полно обозначить место детища Аллы Георгиевны в научном сообществе страны. Тут куда лучше подходит другое слово: не в «TOP» – в плеяду.
Именно целой плеядой стали выпускники Финансового университета, который был по-настоящему родным домом для российских финансистов. Целая плеяда выдающихся профессионалов вышла из его стен. Алла Георгиевна встречала их юными испуганными абитуриентами, провожала уверенными, полными надежды молодыми выпускниками, а затем – встречала снова, уже министрами и банкирами, руководителями крупнейших государственных корпораций и маститыми учеными.
И, думаю, что не ошибусь, что всегда – и абитуриентами, и министрами – выпускники Финансового университета чувствовали поддержку своего «дома» и ее «alma-mater» – Аллы Георгиевны Грязновой.
обсуждение