При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Начало апреля оказалось богатым на изменения пенсионного законодательства. Негосударственные пенсионные фонды избавились от лишней бумажной работы в рамках соблюдения «антиотмывочного» закона. Кроме того, подготовлена почва для более цивилизованных переходов клиентов между фондами.
Госдума РФ 3 апреля приняла в третьем, окончательном чтении закон, выводящий негосударственные пенсионные фонды из-под действия 115-ФЗ («О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма») в той части их деятельности, которая касается обязательного пенсионного страхования (ОПС). Поправка оказалась долгожданной для самих НПФ.
Страховые пенсии «обелили»
Законопроект был внесен в Госдуму депутатом, главой Комитета по финансовому рынку Анатолием Аксаковым. В пояснительной записке отмечается: «Источники происхождения и поступления средств пенсионных накоплений в НПФ являются легальными (ПФР, федеральный бюджет), а вероятность получения преступным путем средств, уплаченных в качестве страховых взносов работодателями и работниками, контролируется другими субъектами закона». По словам авторов закона, риск финансирования терроризма за счет пенсионных выплат по ОПС из негосударственных пенсионных фондов отсутствует, так как НПФ не производит выплаты до достижения застрахованным лицом пенсионных оснований.
Правительство согласилось с доводами законотворцев, подчеркнув, что «перечень расходных операций, совершаемых НПФ за счет средств пенсионных накоплений, является закрытым (накопительная пенсия, единовременная выплата, срочная пенсионная выплата, выплата правопреемнику) и указанные операции имеют целевой характер».
Профессиональные участники давно ждали принятых изменений. В своё время НПФ почти случайно попали в 115-ФЗ, так как закон принимался спешно. Понадобилось время, чтобы доказать это и исключить данную норму из закона. Изменения в 115-ФЗ снимут с фондов большой финансовый и административный груз, говорит советник президента Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Валерий Виноградов.
Напомним, по требованиям 115-ФЗ НПФ должны не реже чем раз в три года идентифицировать своих клиентов, а также своевременно фиксировать любые изменения в их паспортных данных и т.д. Это не так легко, как может показаться. Российский клиент не привык сообщать кому-либо, а тем более НПФ, об изменениях, произошедших в документах, об их замене и тому подобных обстоятельствах. В итоге Центральный банк при проверках НПФ регулярно находит несоответствия, которые являются формальными нарушениями законодательства.
- У каждого конкретного фонда, в зависимости от объёма ОПС, свои расходы на соблюдение требований 115-ФЗ. Этими цифрами фонды особенно ни с кем не делятся, - рассказывает Валерий Виноградов. – Особенно большую нагрузку 115-ФЗ даёт на фонды, у которых большой объём ОПС, в связи с многочисленными проверками. ЦБ по итогам проверок очень много пишет о недочётах по соблюдению тем или иным фондом нормативов 115-ФЗ.
Письмецо в конверте
Послабления, достигнутые с помощью нового закона, позволят фондам сэкономить существенные суммы на одних только почтовых отправлениях. Особенно заметной экономия будет у фондов, имеющих по нескольку миллионов клиентов.
«На сегодняшний момент обновление данных клиентской базы мы проводим раз в 3 года посредством почтовой рассылки, - рассказали порталу Finversia.ru в пресс-службе НПФ ВТБ Пенсионный фонд. – Данное изменение законодательства позволит ресурсы, затрачиваемые на почтовые расходы, перенаправить на клиентскую поддержку и развитие информационной инфраструктуры».
Положительную оценку нововведений даёт и руководитель службы финансового мониторинга НПФ «Сафмар» Диана Батыршина: «Это приведет к существенной экономии. Нам не придется каждые три года проверять актуальность персональных данных всей базы наших клиентов по обязательному пенсионному страхованию – а это 4 млн человек. То есть мы сэкономим ресурсы на масштабные рассылки СМС-сообщений и почтовых отправлений».
В НПФ Сбербанка несколько лет назад были операционные расходы на письменное уведомление клиентов, но сейчас все процессы, связанные с выполнением норм 115-ФЗ, автоматизированы, поэтому издержки минимальны.
«Внесение изменений в законодательство совершенно правильное. После вступления в силу изменений 115-ФЗ застрахованные лица по договорам ОПС не должны будут идентифицироваться по правилам 115-ФЗ – только по правилам 75-ФЗ. Фондам не нужно будет информировать Федеральную службу по финансовому мониторингу о каких-либо операциях клиентов по ОПС, не нужно, как раньше, присваивать застрахованным лицам уровень риска и обновлять сведения не реже одного раза в три года», - прокомментировали в пресс-службе НПФ Сбербанка.
Необходимо ещё раз подчеркнуть, что речь идёт о выводе из-под действия 115-ФЗ только обязательного пенсионного страхования. По негосударственному пенсионному обеспечению НПФ продолжат отчитываться в соответствии с требованиями «антиотмывочного» закона, как и раньше.
Переход без лишних трудностей
Ещё один «пенсионный» документ, также принятый 3 апреля, правда, пока только в первом чтении – законопроект о переходах из одного фонда в другой. Речь идёт о документе двухгодичной давности, принадлежащем сенатору Николаю Журавлёву. Нюанс в том, что наиболее важные поправки (подготовленные НАПФ) будут добавлены в законопроект ко второму чтению. Они предлагают:
- в момент оформления заявления о переходе из одного фонда в другой предоставлять клиенту полный расчёт возможной потери инвестиционного дохода (при выборе «досрочного» перехода, то есть чаще, чем раз в пять лет);
- осуществлять все переходы (из Пенсионного фонда России (ПФР) в НПФ, из НПФ в ПФР или из одного НПФ в другой) только через портал «Госуслуг», как самый защищённый электронный портал, на котором исключены манипуляции с электронной цифровой подписью;
- ввести «период охлаждения» длительностью 20 дней, в течение которого человек, полностью оформивший переход из одного пенсионного фонда в другой, может отменить своё решение;
«Правительство полностью одобрило ещё одно наше предложение, - рассказывает Валерий Виноградов. – Заявление о переходе не будет приниматься без договора. Потому что именно на этом осуществлялись в предыдущие годы, особенно в прошлом году, основные мошенничества. Когда за человека 31 декабря пачками вбрасывались заявления, но без договора, то есть липовые заявления о переходе. Таким образом, блокировался переход человека из какого-то НПФ, если он хотел оттуда уйти, например, по причине низкой доходности».
… и с потерями
Пенсионный фонд России, в свою очередь, подвёл итоги «переходной кампании» 2017 года. Всего принято к рассмотрению 6,3 млн заявлений граждан. Положительные решения приняты по 4,9 млн заявлений (77,8 % от общего количества). В итоге:
2,85 млн человек перевели свои пенсионные накопления из ПФР в НПФ (58,2%);
1,96 млн человек перешли из одного НПФ в другой НПФ (40,1%);
76,7 тыс. человек вернулись из НПФ в ПФР (1,6%);
4,9 тыс. человек изменили выбор управляющей компании (0,1%).
Большая часть удовлетворённых заявлений (99,8%) являются «досрочными», то есть подразумевают определённые потери инвестиционного дохода.
Просто взять и увеличить
Депутат Госдумы Валерий Рашкин в начале апреля внёс на рассмотрение нижней палаты парламента ещё один любопытный законопроект. Документ предлагает установить дополнительную социальную надбавку к пенсиям, которая будет превышать 6,2 тыс. рублей. При этом средний размер пенсий может вырасти в Москве примерно до 35 тыс. рублей, а в регионах – до 15 тыс. рублей. В результате общая сумма материального обеспечения неработающего пенсионера с 1 января 2019 года должна составить не менее 50% среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников по соответствующему субъекту РФ.
В Правительстве к законопроекту отнеслись прохладно, прежде всего потому, что он не содержит финансово-экономического обоснования.
Будущее туманно
НПФ «Будущее» сообщил об инвестиционных убытках за 2017 год в размере 6 млрд рублей. «Результат инвестиционной деятельности за 2017 год сформирован под давлением ситуации в банковском секторе и связанной с ней отрицательной переоценкой финансовых активов в размере 21,7 миллиарда рублей. За счет реализации данного фактора инвестиционный результат составил убыток в размере 6 миллиардов рублей», - сообщили в негосударственном пенсионном фонде. Уточняется, что отрицательная доходность вызвана переоценкой ценных бумаг ФГ «Открытие» и банка ВТБ. Доходность по пенсионным накоплениям составила минус 2,01% годовых, доходность по пенсионным резервам – 0,02% годовых. Отрицательная доходность будет компенсирована фондом за счет инвестиционного дохода, накопленного в следующих периодах, либо за счет собственных средств, заявили в НПФ. Совокупный доход НПФ «Будущее» за 2017 год – 2,1 млрд рублей. Клиентами «Будущего» являются 4,5 млн человек.
обсуждение