Воскресенье, 22.12.2024
×
Финансовый «новогодний огонек»

«Ренессанс» на рынке акций и его создатели

Аа +
+3 -0

Как инвесторам оценить влияние брокеров-организаторов на IPO.

2023-2024 годы уже называют периодом ренессанса IPO на российском фондовом рынке. И это только начало. Эксперты инвестиционной компании «Юнисервис Капитал» решили проанализировать, кто из брокеров-организаторов играет ключевые роли на рынке IPO сейчас, какая там конкуренция и на что обращать внимание эмитентам при выборе организаторов, а инвесторам – при участии в первичном размещении от таких организаторов.

Организация IPO – почти всегда командная работа

В целом оценить вклад каждого организатора в сделку IPO намного сложнее, чем в облигационных выпусках, где, как правило, один организатор, который привлекает основной объем финансирования. В крупных выпусках от 1 млрд руб. привлекаются соорганизаторы, но основной объем все же оставляет за собой организатор.

В сделках IPO и организаторы, и сами эмитенты стремятся максимально расширить круг инвесторов: не только благодаря рекламным кампаниям в профильных телеграм-каналах и видеоинтервью, но и за счет привлечения крупных, институциональных инвесторов и нескольких брокерских компаний.

Типичной выглядит следующая связка организаторов:

Главный организатор, привлечение институциональных инвесторов

Газпромбанк, Сбербанк, Совкомбанк, Банк Синара, ВТБ

Привлечение розничных инвесторов

Тинькофф Банк, БКС, Цифра Брокер, Альфа-Банк, Открытие Брокер

Организация IPO компаний 3-го уровня листинга

ИК Финам, ИФК Солид, Ива Партнерс

Подтвержденное прочее участие

Диалот, Алор+

Состав и количество организаторов варьируется в зависимости от уровня листинга

В крупных IPO 1-2 уровня листинга основной организатор обычно привлекает 1-2 крупных соорганизаторов для формирования в книге крупных институциональных инвесторов, а также выделяет долю в книге для розничных инвесторов и привлекает розничные брокерские компании, чаще всего это Тинькофф Банк, БКС.

Вместе с тем, компании 3-го уровня листинга выводят на рынок менее крупные организаторы и они, как правило, справляются сами, поскольку объем IPO таких компаний не превосходит нескольких сотен миллионов рублей. Да и розничные брокеры (например, Тинькофф Банк) не всегда готовы включать такие компании в список доступных к покупке через свои брокерские приложения ввиду их малой капитализации.

Также несколько эмитентов третьего списка выходили на рынок самостоятельно, привлекая организатора только как технического андеррайтера, например, так позиционировалось IPO CarMoney и Genetico.

Наиболее успешные IPO – при участии Газпромбанка

На графике представлено изменение цены с даты проведения IPO (правая шкала), «хвосты» означают максимальные/минимальные котировки за период с начала размещения до 13.05.2024, белый график означает, что цена выросла, черный – упала, левая шкала показывает объем размещения на IPO.

Подтвержденное участие брокеров в организации выпусков

ЕвроТранс

БКС Банк, Тинькофф Банк

Совком

Совкомбанк, Цифра брокер

ЮГК

Газпромбанк, Цифра брокер, Тинькофф Банк

Делимобиль

Газпромбанк, Банк Синара, Тинькофф Банк

Диасофт

Газпромбанк, Тинькофф Банк

Henderson

БКС Банк, Тинькофф Банк

Astra

Альфа-Банк, Газпромбанк, Сбербанк, ВТБ, Тинькофф Банк

Инарктика (SPO)

Банк Синара

КЛВЗ

ИК Финам

CarMoney

ИФК Солид, Открытие Брокер

МГКЛ

АЛОР+, Альфа-Банк, Банк Синара, Диалот, ИФК Солид, Тинькофф Банк, Цифра брокер

Genetico

АЛОР+, Ива Партнерс

ВУШ

Сбербанк, Тинькофф Банк, Открытие Брокер

О лидерах, аутсайдерах недавних IPO и их организаторах

Наиболее успешные IPO провел Газпромбанк, как по объемам привлечения, так и в дальнейшем по изменению котировок.

Безоговорочный лидер по сделкам с капиталом в прошлом – ВТБ – в 2023 году не проявил себя, Сбербанк также затерялся в тени Газпромбанка, поучаствовав значимым объемом только в «Астре» на сумму 875 млн руб. (по данным информационного портала Cbonds).

Компании 3-го уровня листинга, которые решили выходить самостоятельно (с техническим андеррайтером как CarMoney) или без институциональной поддержки (как Henderson, КЛВЗ «Кристалл», «ЕвроТранс») показали негативную динамику после размещения, хотя и привлекли планируемый объем. Пожалуй, выделяется только компания Genetico, однако и объем привлечения там был самый небольшой – всего 178,8 млн руб.

Среди эмитентов можно выделить также МГКЛ, который привлек широкую базу брокеров к размещению, но предложенная цена оказалась без так называемой «IPO-премии» – дисконта для инвесторов к рыночной оценке при участии в первичном размещении. Цена оказалась рыночной, котировки держатся вблизи цены размещения.

Участие институционалов может обеспечить растущую динамику на вторичных торгах

Поскольку количество проведенных IPO пока в целом небольшое, говорить о статистически значимых тенденциях не приходится.

Можно только констатировать, что для успешного IPO обязательно необходимо участие и институциональных инвесторов, и розничных, при этом для хорошей растущей динамики на вторичных торгах желательно преобладание институциональных инвесторов.

Хотя биржа и публикует данные о розничном характере практически всех проведенных IPO (преобладание мелких заявок от большого количества частных инвесторов при этом с удовлетворением спроса лишь на несколько процентов от заявки), институциональные инвесторы, как правило, находятся в более привилегированном положении и получают согласованную аллокацию.

Однако формирование и институционального, и розничного спроса обходится эмитентам недешево: некоторые компании платят за IPO до 20% от привлеченных на нем средств. Впрочем, для всех вышедших эмитентов IPO – это новый этап развития бизнеса, а не просто альтернативный канала привлечения инвестиций.

На повестке – защита интересов розничных инвесторов

Для розничных инвесторов пока участие в IPO крупных эмитентов, где участвуют также институциональные инвесторы – выгоднее, однако и аллокация (процент удовлетворения заявленного спроса) – очень небольшая, буквально пара процентов. Мосбиржа даже создала специальное техническое решение под названием «Смарт-Аллокатор», чтобы в будущих IPO сделать систему удовлетворения заявок более справедливой и ориентировать на это организаторов.

Кроме того, недавно Банк России обратил внимание на случаи конфликта интересов у брокеров при IPO. ЦБ отметил, что вопреки своим обязательствам, брокеры ведут учет информации не обо всех конфликтах интересов и не сообщают о ряде ситуаций своим клиентам. В качестве примера регулятор привел кейс, когда брокер одновременно оказывал платные услуги эмитенту по андеррайтингу, а клиентам – по брокерскому обслуживанию. С планомерным регулированием сектора IPO и увеличением конкуренции прозрачность рынка будет повышаться, что должно положительно сказаться на опыте инвесторов.

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)