При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Центральные банки ускоряют свою работу в отношении цифровых валют, и инвесторы принимают это к сведению.
Ранее в этом году Банк международных расчетов (BIS) опубликовал свое последнее исследование, показывающее, что 86% из 65 центральных банков мира, с которыми он разговаривал, в той или иной форме работают над "цифровой валютой центробанка" (CBDC), будь то исследования, подтверждения концепции или пилотные разработки.
Почти 15% из них занимаются исследованиями для пилотных проектов.
Заместитель управляющего Банка Италии Пьеро Чиполлоне заявил CNBC, что повышенное внимание к CBDC проистекает из общего отказа от наличных денег, добавив, что «это может подорвать одну из основных функций центрального банка».
Он сказал, что «в среде, где наличные деньги используются все меньше и меньше как покупателем, так и продавцом, потому что вся экосистема смещается в сторону (становится) цифровизации ... вы хотите заменить функциональность наличных денег чем-то цифровым, но стремящимся концептуально быть как можно ближе к наличным деньгам».
Бенуа Кёр, бывший член Европейского центрального банка, а ныне глава BIS Innovation Hub, разделяет это мнение, говоря, что необходимо думать о CBDC как о форме банкнот, добавив, что это «средство получения денег, выпущенных центробанками в новой современной инфраструктуре».
Однако сокращение использования наличных средств может быть не единственной причиной.
Грант Уилсон, глава Азиатско-Тихоокеанского стратегического агентства Exante Data, сообщил CNBC, что большая часть исследований CBDC ускорилась, когда Facebook начал участвовать в проекте стейблкоина под названием Libra (теперь известном как Diem), который может иметь потенциальные системные последствия для финансовой системы.
Он объяснил, что в этот момент руководители центральных банков начали понимать, что им угрожает определенная опасность, что стало ясно после объявления о разработке Libra.
Цифровые валюты центральных банков выиграют от большей части той же технологии, что и частные криптовалюты, что позволит осуществлять мгновенные платежи, более быстрые расчеты и снижать транзакционные издержки, особенно для международных платежей.
Они также могут быть средством обеспечения финансовой доступности, задействуя те части населения, которые не охвачены банковскими услугами. Но, в отличие от частных криптовалют, CBDC будут централизованными, и каждая единица цифровой валюты будет иметь ту же ценность, что и одна денежная единица.
Нет единого мнения о том, как будут выпускаться CBDC. Две основные изучаемые формы - это оптовая торговля (CBDC, выпущенная только для финансовых учреждений и для финансовой архитектуры) или розничная торговля, то есть цифровые валюты, доступные для широкой публики.
Подобно тому, как денежные средства центрального банка печатаются и распределяются через коммерческую банковскую систему, одним из популярных методов выпуска CBDC является «двухуровневая» система, при которой центральный банк выпускает токен, который будет передаваться коммерческим банкам для распределения. Каждая транзакция будет регистрироваться в цифровом реестре центрального банка, но деньги будут храниться в коммерческом банке в цифровом кошельке, уникальном для каждого пользователя.
Одно из опасений заключается в том, что рост числа CBDC может непреднамеренно вызвать массовое бегство из банков, если пользователи решат отказаться от банковских депозитов (которые являются обязательством коммерческого банка) в пользу относительной безопасности валюты, выпущенной центральным банком.
Чиполлоне говорит, что один из способов избежать этого - сделать так, чтобы процентные ставки CBDC превышали определенный порог. Теоретически это также означает, что центральные банки могут передавать отрицательные процентные ставки напрямую потребителю, а не через коммерческие банки.
Аналитики поспешили предположить, что появление CBDC может иметь последствия для денежно-кредитной политики, однако Бенуа Кёр предупреждает, что «до сих пор центральные банки рассматривали этот вопрос в рамках обсуждения платежей».
«Обсуждение денежной составляющей состоится в какой-то момент. Мы все еще находимся на ранней стадии технических требований / устойчивости, чтобы она работала», - сказал он CNBC.
Китай дальше всех продвинулся в развитии CBDC, в 2020 году здесь уже опробована одна из форм электронного юаня. Однако мотивация там может быть другой.
Уилсон отмечает, что «электронный юань по-прежнему будет интегрирован с коммерческими банками, но это прямой вызов технологическим компаниям (таким как WeChat Pay и Alipay), которые они попытаются в конечном итоге вытеснить».
«Возможно, это способ заставить людей взглянуть на юань по-другому и подорвать гегемонию доллара», - сказал он.
Кёр сказал, что координация между центральными банками очень важна. «CBDC - это национальный проект ... и в конечном итоге решение будет принято на национальном уровне. Но у нас есть международная валютная система, и мы не хотим, чтобы CBDC препятствовали корректировке системы посредством свободных обменных курсов или потоков капитала», - сказал он, заключив, что «МВФ и BIS работают над этим».
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- Dwindling cash use is pushing central banks to race toward digital currencies (CNBC)
обсуждение