При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Шведский автопроизводитель Volvo Cars, контрольный пакет акций которого принадлежит китайской Geely Holding, зафиксировал 12%-ный рост годового операционного дохода и рекордную выручку, однако предупредил о серьезных проблемах на рынке в будущем.
Усиление конкуренции в сегменте электромобилей и введение высоких глобальных торговых пошлин создают значительные вызовы для компании. Операционный доход Volvo Cars в 2024 году достиг 22,3 млрд шведских крон ($2,04 млрд) при росте продаж на 8%, но прибыль за последние три месяца года упала на 28%. Основной причиной стало списание в размере 1,7 млрд крон, связанное с совместным предприятием Novo Energy, которое компания реализует совместно со шведским разработчиком аккумуляторов Northvolt. Годовые продажи в четвертом квартале увеличились на 1%, однако в Китае они снизились на 6%, а в США — на 2%.
Несмотря на сложные рыночные условия, Volvo Cars сохраняет прогноз по наращиванию основной прибыли до вычета процентов и налогов (EBIT) в пределах 7-8% к 2026 году. Однако руководство компании ожидает, что 2025 год станет переходным, сопровождаясь замедлением роста рынка, снижением цен и ростом скидок на электромобили, что осложнит достижение показателей 2024 года. На фоне этих факторов акции компании снизились более чем на 9% в первые часы торгов в Европе. Volvo Cars, как и другие автопроизводители, такие как Tesla, сталкивается с высокой конкуренцией и значительными расходами в области разработки электромобилей. В сентябре 2024 года компания отказалась от своей цели продавать только электромобили к 2030 году, объяснив это слабыми темпами их принятия клиентами. Тем не менее доля электромобилей в общих продажах Volvo Cars выросла с 16% в 2023 году до 23% в 2024 году.
Генеральный директор компании Джим Роуэн (Jim Rowan) в интервью CNBC заявил, что ожидает дальнейшего усиления рыночной турбулентности в 2025 году. По его словам, компания прогнозирует влияние торговых тарифов, геополитических факторов и изменений в отраслевой политике, что может затруднить производство и сбыт электромобилей. Введение 25%-ных пошлин США для Канады и Мексики, являющихся важными базами производства и поставок автомобилей, уже привело к падению акций ведущих мировых автопроизводителей. Хотя действие пошлин было временно приостановлено на 30 дней, Volvo Cars оценивает необходимость изменения производственной стратегии и переноса линий сборки.
Ранее компания уже столкнулась с повышением пошлин на электромобили, поставляемые из Китая в Европейский Союз, и приняла решение о переносе части производства из Китая в Бельгию. Роуэн отметил, что рост цен на аккумуляторы при импорте в США увеличился с 7,5% до 25%, если продукция произведена в странах, не имеющих соглашения о свободной торговле с США. В связи с этим Volvo Cars рассматривает возможность перераспределения поставок и изменения логистических цепочек, чтобы минимизировать влияние новых торговых барьеров.
Помимо электрификации, компания готовится к технологическим изменениям, включая развитие программного обеспечения, полупроводников, связи и обработки данных. Высокая стоимость разработки новых автомобильных технологий, таких как системы автономного вождения, приводит к консолидации отрасли, что недавно стало причиной переговоров о слиянии Honda и Nissan. В условиях высокой конкуренции со стороны китайских производителей, таких как BYD, Volvo Cars делает ставку на премиальный сегмент и гибридные технологии, ориентированные на платежеспособных клиентов.
Роуэн подчеркнул, что скидки в основном затрагивают массовый рынок электромобилей, в котором Volvo Cars не участвует. Однако он ожидает, что в 2025 году рост скидок может распространиться на премиальный сегмент, что усилит давление на западные бренды, снижая их рыночные доли. В результате западные автопроизводители будут стремиться компенсировать потери, расширяясь на новых рынках, что приведет к усилению конкуренции в Европе и Северной Америке. В этих условиях Volvo Cars намерена адаптировать свою стратегию и сохранять лидерские позиции в премиальном сегменте.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- Volvo Cars braces for turbulent 2025 after fourth-quarter profit falls (Reuters)
- Volvo Cars weighs tariffs-led production move, warns of ‘hyper-competitiveness’ in China (CNBC)
обсуждение