При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Александр Быстров, эксперт по инвестициям InvestTrust.ru, в интервью порталу Finversia.ru рассказал, почему он не ждёт девальвации рубля, почему необходимо инвестировать в российские акции и сколько позиций необходимо держать в портфеле.
– Александр, как вы оцениваете нынешнее состояние рынков?
– Сейчас или в этом году?
– Трейдеры по этому поводу любят говорить «в моменте», но мы не про момент, а про состояние рынков на первую декаду августа и начавшуюся вторую половину года.
– Понятно. Самое главное, что тут нужно сказать – это про пандемию коронавируса. То, что происходит сегодня, это не важно – если откликаться на каждую новость, у нас времени не будет ни на что… А поэтому стоит обращать внимание на значимые моменты, на квартальные отчёты, например, на годовые, на стратегические, словом. Основной вопрос – как долго продлится пандемия. Мы видим смешанную динамику – у одних стран получилось поставить распространение коронавируса под контроль, у других – не очень. Со следующего года начнут вакцинировать население.
Мы видим сейчас, что Китай восстанавливается – растёт и внутреннее потребление, и экспорт. Но восстановление китайского экспорта напрямую связано с восстановлением спроса в США – как основного потребителя китайских товаров. Там сложнее ситуация. Однако стоит смотреть на не абсолютные значения, а на относительные. Грубо говоря, стоит брать логарифмическую шкалу, она будет максимально точно отображать ситуацию с заражёнными. Например, относительно 100 пунктов рост будет на 100 процентов. В то же время увеличение на 100 пунктов какого-либо значения относительно 1000 означает рост всего на 10%. Несмотря на страхи второй волны, мы видим, что суммарное количество новых заражённых в мире снижается. Это ключевой момент при принятии стратегических инвестиционных решений.
– Я хочу спросить вас о следующем феномене, который мы наблюдали во втором квартале. Акции компаний, входящих в индекс S&P-500 росли, в то время, как эти компании показывали убытки в связи с кризисом. Теперь это новая реальность или разовое событие?
– Рынок живёт ожиданиями – хорошего или плохого. Сейчас инвесторы надеются на лучшее, что и отражается в росте котировок ценных бумаг. Однако всё тут зависит от конкретных акций: некоторые бумаги бьют рекорды один за одним, другие – нет. Такое ощущение, что Илон Маск в ближайшем будущем будет продавать свои Tesla на Луне и на Марсе.
– Согласен, есть такое.
– В то время как другие бумаги, например, Carnival Cruise Lines. Они как были внизу, так и остаются, несмотря на период кратковременного роста. Многие акции круизных компаний показали рост на 100-150% от минимумов, но сейчас они снова подешевели. Надо понимать, выйдет ли компания из кризиса или нет, способна ли она заморозить свои постоянные и переменные расходы и насколько велики убытки в моменте. К примеру, если компания получила в прошлом году 1,5 млрд прибыли, а по итогам первого полугодия этого года у неё убыток в 0,5 млрд, то я не считаю ситуацию ужасной. Предыдущая прибыль пока ещё с лихвой компенсирует текущие убытки и даже есть запас.
Я приведу ещё один пример – Сбербанк. Ведь этот банк является лидером по темпам роста не только в России, но и в мире! Я имею ввиду темпы роста выручки и прибыли. Важно, что такие компании показывают столь завидные результаты на фоне всеобщего кризиса.
– Вы совершенно верно подметили, что очень ограниченное количество акций тянет весь рынок на себе. Есть даже исследования, согласно которым, весь рост индекса S&P-500 за последние десять лет был связан всего с 4% акций. Скажите, мы увидим продолжение этой тенденции в ближайшее время? Или отстающие будут подтягиваться?
– Да, думаю, что отстающие подтянутся. Однако всё будет, опять же, зависеть от их чистой прибыли и дивидендов. Из-за кризиса многие компании отказались выплачивать дивиденды, и этот фактор серьёзно повлиял на решение инвесторов входить в бумаги таких компаний.
– Вы скептически отозвались о Tesla...
– Да, несмотря на то, что Tesla показала прибыль за последний квартал – уже четвёртый квартал подряд – я считаю, что инвесторам следует осторожно подходить к покупке бумаг компании. Да, сейчас инвесторы покупают акции Tesla в надежде, что прибыль будет и в следующем квартале. А если не будет? Это рискованные инвестиции. Поэтому я не рекомендую покупать такие бумаги больше, чем на 10% от портфеля.
– Скажите, как ваш портфель прошёл через кризис? Перекладывались? Докупали, продавали?
– Правильный вопрос. Мы были в рынке, но у нас была короткая позиция по Сбербанку. И прибыль по этой позиции перекрыла убытки по остальным, преимущественно, длинным позициям. Кроме того, мы входили в перспективные бумаги. К примеру, мы вошли в акции Яндекса по 2400 рублей исходя из технического анализа. Я построил график и увидел гэп, который образовался ещё год назад или больше и решил, что это перспективная инвестиция. Я ориентировался, что рост на уровне 3500 рублей остановится и поэтому закрыл позицию. Жаль, конечно, но всего предусмотреть невозможно (на 05.08.2020 акция стоила около 4337 рублей – Finversia.ru).
Суммарный наш результат за полугодие составил 23%. Речь идёт о портфелях крупных клиентов.
– Это рублёвая доходность или в долларах? Какова доля иностранных позиций в портфелях ваших клиентов?
«Лично я рекомендую российский рынок акций, так как именно здесь я вижу наибольший потенциал для роста и максимальную дивидендную доходность. К слову, средний размер дивидендов сейчас в 2 раза выше, чем средняя ставка по банковскому депозиту. Такого никогда не было», – Александр Быстров, InvestTrust
– Это зависит от целей и пожеланий инвестора, конечно же. Но лично я рекомендую российский рынок акций, так как именно здесь я вижу наибольший потенциал для роста и максимальную дивидендную доходность. К слову, средний размер дивидендов сейчас в 2 раза выше, чем средняя ставка по банковскому депозиту. Такого никогда не было. Но примерно половина наших портфелей приходится на иностранные позиции.
– Золото вы рекомендовали покупать своим клиентам?
– Нет. В марте-апреле 2020 года, когда многие говорили, что нужно держаться от акций подальше, я, наоборот, призывал инвестировать в акции. И мы покупали акции с плечом небольшим. И за счёт этого хорошо заработали. Что касается золота, то я даже советовал открыть одно время короткую позицию по акциям «Полюс». Признаюсь, что по той позиции мы получили убыток, однако небольшой.
– Сейчас много пишут о том, что классическое распределение активов в портфеле – 60% акций и 40% облигаций – обыгрывает все другие стратегии. Как вы советуете распределять активы?
– Я бы отталкивался от горизонта инвестирования.
– Давайте возьмём 3-5 лет за долгосрочный горизонт.
– Да, вполне. Если деньги длинные, я бы советовал максимально инвестировать в акции. Приведу пример с пенсионной реформой некоторое время назад. Когда мы переводили накопления из ВЭБа в НПФ или в УК. Я помню, как в УК «Тройка-Диалог» заявили, что будут покупать на пенсионные накопления только акции и оказались правыми даже несмотря на кризис 2008 года. Любопытно, что впоследствии «Тройку» купил Сбербанк и доля акций в инвестициях компании сегодня составляет ничтожную долю.
Я уверен, что в долгосрочной перспективе можно заработать только на акциях.
Хороший пример – как инвестируют американские пенсионеры. Доля акций в среднем портфеле американца составляет 55%.
– Вы советуете вкладывать в акции какую долю от портфеля?
«Я бы рекомендовал покупать российские акции на весь депозит. При этом, в портфеле должно быть не более 15 бумаг, минимум 5 бумаг», – Александр Быстров, InvestTrust
– Я бы советовал покупать акции на все. На все 100%. Если у нас есть в запасе как минимум 3-5 лет.
– Вы затронули тему диверсификации. Какое количество позиций вы рекомендуете?
– Минимум 5 бумаг, однако и не больше 15 бумаг. Вот к примеру, очень любопытно посмотреть, куда инвестирует государственный пенсионный фонд Норвегии, под управлением которого находится $1 трлн. Доля акций в портфеле фонда составляет 66%. При этом, доля российских акций в портфеле фонда оценивается в $3,5 млрд. К слову, они инвестируют у нас только в акции. Я нередко слышу, что российский рынок маленький, тут нечего покупать...Но вот норвежцы вложили в наши бумаги миллиарды долларов. Структура активов российской части фонда: 53 эмитента, в основном это первый эшелон.
– Скажите, а вы советуете своим клиентам первый эшелон, второй?
– У меня есть интересный кейс на этот счёт. В 2015 году я начал работать с одним инвестором из российского списка Forbes. Он попросил разработать инвестиционную стратегию на моё усмотрение. Я разработал следующую диверсификацию портфеля: По 15% приходится на 3 акции надежных компаний. Помнится, что за 2 года портфель вырос на 60%, и мы обогнали рынок тогда.
– Если вы рекомендуете российский рынок, значит вы не ожидаете девальвации рубля?
– Совершенно верно, не жду. И тому есть причины. ЗВР находятся на исторических максимумах. Что касается курса рубля, то он находится вблизи минимумов – хуже вряд ли будет. Кроме того, потенциал падения нефтяных цен незначительный. Западные инвесторы очень внимательно следят за этим показателями. Поэтому рисков сейчас не так много.
обсуждение