При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Пандемия коронавируса стала главным фактором экономики, затмив все другие процессы. Точно также, как до февраля 2020 года главным фактором оставались торговые соглашения США. «Вирусный кризис» пройдет, тема соглашение останется. О чем они, что меняют, к чему могут привести, какие возможности потенциально открывают для инвесторов – об этом беседа главного редактора Finversia.ru Яна Арта с руководителем аналитического центра TeleTrade Сергеем Лысаковым.
- Одним из глобальных факторов мировой экономики стала тема торговых соглашений. Сегодня, наверное, не встретить людей на улице, которые не слышали бы про торговое соглашение США и Китая. Фактор, порождавший новости номер один весь прошлый год.
- Более того, Трамп не так давно назвал это новой реальностью. Намекая, видимо, на то, что правила ВТО некоторым образом устарели. Плюс мы не так давно получили «дырку» в регулировании со стороны ВТО, когда апелляционный суд ВТО фактически был ликвидирован - благодаря усилиям США, в том числе. Поэтому, да, тема торговых соглашений с Китаем, Европой. Британией, Канадой, Мексикой - это новая реальность, которой мы сейчас являемся свидетелями.
- Сегодня география этих соглашений включает пять названных вами направлений. Эта серия будет продолжена или США ими замыкают нужный им контур новой реальности?
- Изначально идея торговых соглашений была в ликвидации дисбалансов торговли США. Если посмотреть, то Канада и Мексика - это самые основные торговые партнеры США по объему, Китай - основной по дефициту. Европа - просто потому, что это крупный торговый партнер. Пойдут ли США дальше? Посмотрим, но сначала им нужно добить тему в Китаем. Первая фаза торгового соглашения началась, но самой тяжелой будет вторая фаза.
- Давайте обозначим, из чего состоит первая фаза торгового соглашения США и Китая…
- США подходит с неких унифицированных, на мой взгляд, стандартных позиций. С некоторыми странами уже существовали определенные условия соглашений - в частности, с теми же Канадой и Мексикой. Было Североамериканское соглашение о свободной торговле, где многие пункты были прописаны. Ну, например, защита интеллектуальной собственности или манипуляции валютными курсами.
С Китаем – схожая история. Например – «дайте нам свободный доступ на ваши финансовые рынки» - доступ для американских страховых компаний, банков, инвестиционных фондов. Не ограничивайте их и дайте равные условия с местными игроками. Опять же вопрос об интеллектуальной собственности - всегда глобальный вопрос для Штатов. Ну, и манипуляции валютным курсом.
- По валютному курсу Китай весь 2019 год был «примерным мальчиком» и вел себя, в общем, хорошо…
- Да, но при этом США его все-таки обвиняли в манипуляции.
- …А вот с точки зрения интеллектуальной собственности - это же тема номер один не только для США, но и для любого российского подростка, который, условно говоря, смотрит пиратский фильм. Мы всегда знаем, что Китай - это такая страна, где плюнут на все, сделают что-то и сверху еще лейбл какой надо прилепят. Ну неужели это изменится?..
- Тут надо иметь ввиду вот что… Вся эта история торговых войн привела к тому, что из Китая, конечно, экспорт упал, но из близлежащих стран - вырос. Вьетнам, Таиланд… Откуда вся эта продукция на самом деле - догадаться не очень сложно.
- Это как появление белорусских устриц в результате санкций? Раньше подделывали продукт, а теперь подделают страну производства продукта?
- Условно, да. Реэкспорт куда-нибудь организуем… С другой стороны, в 90-страничном документе первой фазы торгового соглашения предусмотрено достаточно жесткое регулирование. США требует от Китая не просто снять маркировку, например, NIKE с какого-то товара, но и уничтожить этот товар. Причем это должно быть подконтрольно, то есть это инспекции американских специалистов, в том числе. Насколько Китай сможет под это подстроиться? Думаю, найдут лазейки, конечно. С другой стороны - куча регламентов, которые Китай должен принять буквально в течение трех месяцев после подписания. Ну, посмотрим, как они будут отстаивать себя. Там достаточно жестко история…
- Когда дойдет до конкретных проверок - насколько велик риск какого-то «черного лебедя», срыва даже по уже подписанной фазе соглашения?
- Китай аккуратно прощупывает почву. Поскольку в Китае доминирует подконтрольная государству пресса – через медиа Китай прощупывает настроения. США он может говорить одно, а сам делать другое. Другое дело, что Китаю, конечно, было выгодно подписание первой фазы торгового соглашения. Сейчас они будут давить на жалость в связи с коронавирусом, просить послаблений, предлагать закрыть глаза на какие-то вещи.
И это реально, поскольку Трамп получил то, чего хотел, - в глазах избирателей он победитель. Он может сказать: я обещал - я сделал. Да, сейчас переговоры как раз затронут такую часть, где немедленные результаты показать сложно, но это уже - глубинные вещи. А в целом Трамп может сказать: я исправил торговый баланс в пользу США. В целом рынок получил необходимый оптимизм.
Что касается соглашения США с Евросоюзом, то, полагаю, его попытаются преподнести избирателям на блюдечке ближе к выборам, например – в июле-августе.
- Тогда из ваших слов я как трейдер еще более укрепляюсь в мысли, что при всей волатильности 2020 год скорее будет годом бычьим…
- Недавно мне попались интересные исследования - по моему, Блумберга - о том, что в случае роста американских индексов за год больше чем на 25% (а в 2019 году было и побольше), то следующий год завершается как минимум небольшим приростом. Инерция подъема очень высока.
- Есть один вопрос, который для трейдеров и инвесторов важен, потому что «бомба» может ударить именно в его покупку. Мы видели, что тема торговой войны, тема соглашения и тема наказания за отказ может вдруг приобретать не страновой характер, а характер проблемы вокруг конкретного эмитента. В прошлом году мы видели историю с Huawei. Могут в этом году подобные риски возникнуть вокруг каких-либо эмитентов?
- Как триггер, может быть, конечно. Думаю, что США будут использовать полный спектр всевозможного «оружия», которое можно применить против китайцев. Пока они их оставили в покое. Посмотрим, как пойдет развитие ситуации с реализацией первой фазы соглашения.
- И последний вопрос, связанный с соглашениями… А возможно ли теоретически задаться целью проанализировать и вычленить тех эмитентов, которые конъюнктурно выигрывают в процессе подготовки второй фазы американо-китайского или в процессе потенциального европейско–американского соглашений? Могут быть ситуации, при котором какой-то инструмент, какой-то эмитент, какая-то группа эмитентов потенциально «взлетят»?
- Потенциально я бы на американский финансовый сектор посмотрел.
- Если им дадут право «зайти в гости»?
- Если действительно китайцев сдержат слово и разрешат без совместных предприятий допустят американцев напрямую на рынок того же пенсионного страхования. Это огромный рынок - те же страховые компании, финансовые компании могут снять серьезные сливки. Такой крупной экономики, которая рола бы такими темпами, просто нет. Причин ожидать, что в ближайшие годы там наступит какой-то кошмар и все упадет, я не вижу. Мировая «фабрика» она и есть фабрика…
- Этой «фабрике» могут понадобиться международные финансовые ресурсы…
- Конечно, хотя у Банка Китая в принципе достаточно ликвидности и резервов. Но все же, чтобы активно развиваться, американские «большие деньги» на определенных условиях ой как не повредят...
обсуждение