При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Организаторы форума FinTech Russia, который состоялся 31 марта в технополисе «Москва» – компании Rusbase и Conglomerat – пообещали познакомить участников с теми, «кто стоит у истоков завтрашних трендов». «FinTech Russia подготовит вас к будущему» - амбициозно заявляли они. Мероприятие действительно получилось насыщенным и для многих информативным.
Сергей Солонин, генеральный директор компании Qiwi и Ассоциации «ФинТех» поведал собравшимся о том, как компания Qiwi «все время атаковала сама себя», внедряя все новые и новые технологии, которые «убивали» старые. «Если не заниматься постоянным «переизобретением себя», то за тебя это сделают другие» - объяснил Солонин.
По мнению докладчика, регуляторика сегодня не успевает за новыми технологиями. «Одни и те же технологии могут как упрощать жизнь людей и компаний, так и создавать новые угрозы» - заметил Солонин. Для того, чтобы совместно с регулятором создавать условия для развития отрасли, основана Ассоциация «ФинТех». В частности, она будет заниматься разработкой стандартов.
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, вернешь ли ты кредит
Алексей Благирев, директор по инновациям Банка «Открытие», вышел на сцену и для начала предложил снять галстуки тем, кто пришел в них: «У нас friendly-мероприятие». Спикер сравнил работу традиционного банка с так называемой машиной Голдберга - устройством, которое совершает одно простое действие посредством множества сложных шагов.
Подходы в работе банков меняются в корне. Например, уже есть опыт проведения кредитного скоринга с использованием данных социальных сетей. Хотя риск-менеджерам это представляется крайне сложным.
- Большинство тех профессий, которые существуют в банковском секторе, прекратят свое существование при переходе в цифровую экономику - сообщил Благирев.
Чрезвычайную важность приобретает цифровая этика. Представим случай: по активности женщины и совершаемым ею покупкам банк определил, что она беременна. Насколько этично предлагать этой женщине товары для беременных? Вопрос пока дискуссионный.
Зина с завода и ИТ-нянька
«Big data – как подростковый секс. Все об этом говорят, но мало кто пробовал. То же и с финтехом» - считает Михаил Свердлов, представитель Иннополиса. Больше половины средств с российских зарплатных карт снимается для покупки продуктов за наличные. Свердлов привел пример из жизни глубинки. У Зины с завода, ответственной женщины, которой доверяет весь цех, на руке записаны 10 пин-кодов – она идет в банкомат снимать зарплату для себя и коллег. По словам Свердлова, пример реален и взят из жизни города Серова Свердловской области.
Начальник центра финансовых технологий Центрального банка РФ Максим Григорьев заявил: «В текущей ситуации регулятор должен занимать активную позицию». Он сообщил о работе по созданию технологии мастерчейна, которой вскоре смогут пользоваться российские банки. Правда, конкретные цифры и цели этой работы Григорьев озвучить отказался.
Максим Писегов, операционный директор Olbey.com, рассказал о создании ассоциации под названием «Финтех-Старт», миссия которой - облегчить развитие стартапов на российском рынке.
Дмитрий Калаев, руководитель акселератора ФРИИ, рассказал, что стартапы зачастую не готовы к жесткости исполнения обязательств, в том числе и по срокам, так как «созданы, к сожалению, людьми творческими». В свою очередь, специфика работы банков такова, что накладки для них недопустимы. ФРИИ вкладывает в стартапы от 2-х до 320 миллионов рублей и помогает им в совершении нужных шагов, доводя проекты до конечного потребителя. Михаил Свердлов, модератор сессии, выслушав это, назвал ФРИИ «ИТ-нянькой», и Калаев с этим сравнением согласился.
«Счастье, мир и красота»
Антон Арнаутов, представитель акселератора «Финтех лаб», напомнил о том, как устроена модель Силиконовой долины с ее венчурными фондами, «летающими ангелами» и тому подобными вещами. У нас в стране все организовано совершенно иначе. «Как системного явления экзитов в нашем финтехе нет. – заверил он. – По рынку ходят одни и те же. Ходят, бьются головой и ищут выход». По его словам, огромная проблема – нехватка «свежей крови». Для решения этой проблемы постоянно проводятся студенческие конкурсы и другие подобные мероприятия, которые призваны вовлечь в индустрию финтеха новые кадры. Другая проблема слабого применения стартапов кроется во внутреннем устройстве банков: «Даже самый продвинутый банк по сравнению со стартапом – это жутко консервативная структура».
Артем Толкачев, директор группы по оказанию юридических услуг для технологических проектов Делойт СНГ, посетовал, что многие воспринимают блокчейн как «волшебную таблетку»: «Многие думают: сейчас мы внедрим блокчейн, и налогов платить не будем, и будет счастье, мир и красота. Конечно же нет!». Сообщество Blockchain.Community призвано разъяснять плюсы и минусы работы с данной технологией, возвращая представителей отрасли на грешную землю.
Циничный продукт
Ханнес Чопра, генеральный директор «Сбербанк Страхование», отметил: «Наш бизнес очень консервативный и мало технологизированный». По его словам, страхование – это циничный продукт: «Вы продаете продукт и надеетесь, и клиент надеется, что он им не воспользуется». Бомба замедленного действия для страховой индустрии заложена в редкой коммуникации с клиентом. Тем временем, уже появляются новые игроки рынка, которые находятся в постоянной коммуникации с клиентом. Противостоять подобной конкуренции поможет внедрение InsureTech, уверен Чопра.
Наступило время вопросов и ответов, и один из них Михаил Свердлов, пользуясь правом модератора, задал представителю ЦБ: «Ассоциация «ФинТех» – элитарный клуб по интересам или туда будут вступать все банки?». Михаила Свердлова также интересовал размер ежегодного членского взноса.
- Гадкий вопрос – не особенно подбирая выражения, прокомментировал Максим Григорьев из ЦБ. Свердлов развел руками. Григорьев ответил, что членство в Ассоциации будет доступно всем, но «слава богу, есть взнос, который некий барьер создает». «Сколько?» – переспросил модератор. «Информация эта не секретная, я просто не уверен, что нужно называть эту цифру» - упорствовал Григорьев.
Здесь не вышло, и Свердлов решил задать вопрос акселераторам: «Что происходит с уникальностью продуктов для каждого конкретного банка? Я же не хочу, чтобы у меня было как у всех». Дмитрий Калаев, отвечая на вопрос, поинтересовался, что стартап получит взамен за уникальность? Банки, как правило, не готовы в свою очередь что-то предлагать (например, инвестировать в данный стартап и т.п.). Поэтому и стартапы не торопятся подстраиваться под одного единственного клиента, ограничивая себе рынок.
«В отдаленных регионах, за пределами МКАД»
В следующей сессии Барт Шлатман, старший вице-президент по трансформации Сбербанка, рассказал о том, как в финансовой организации внедряется agile-подход. «Agile – это очень интересный, но непростой путь, на котором неизбежно будут допущены ошибки. Надо учиться на них и двигаться дальше» - сделал вывод Шлатман в завершение своего доклада.
На сцену вышел Александр Кузьмин, CEO компании Myselium. Он попросил организаторов включить свою презентацию, но на экране вдруг появился слайд Центробанка с заголовком «Удаленная идентификация». «Я не знаю, что это. Это не мое!» - сказал Кузьмин. Хозяин слайда быстро нашелся. На сцену выбежал Максим Григорьев из ЦБ и забрал у Кузьмина микрофон: «В программе был заявлен мой коллега Иван Зимин, он попросил меня его подменить». Григорьев тут же начал рассказывать про удаленную идентификацию. Он напомнил: чтобы получить кредит, сегодня нужно «ножками прийти» в отделение банка, предъявить все документы и так далее. Но это не всегда возможно. «Это особенно сложно для тех, кто живет в отдаленных регионах, за пределами МКАД» - серьезно заявил Григорьев, и по залу прокатился смех.
ЦБ выработал концепцию удаленной идентификации на базе уже существующей в электронном правительстве Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА). Предполагается, что клиент сможет однажды пройти идентификацию с личным присутствием в одной кредитной организации, и больше никогда этого не делать в других. Инструментами удаленной идентификации станут: сверка биометрических данных, видеозапись обращения клиента и т.д. Тестирование пилота начнется уже через три месяца, в середине 2017 года. Составлен шорт-лист из 5-8 банков, которые будут наделены правом осуществлять первичную идентификацию. Что это за банки, Григорьев, конечно же, предпочел не называть. «Это банки, к которым нет вопросов - заявил он. – Первичная идентификация – это почетная обязанность, как служба в армии».
Несколько слов о смерти банков и платежных систем
Александр Кузьмин второй раз вышел на сцену:
- Дубль два. Здравствуйте! – начал он.
Кузьмин попросил поднять руки тех из присутствующих, у кого имеются биткоины. Оказалось, что у четверых (из примерно двух сотен человек). «Я вообще на правильную конференцию пришел?» - пошутил представитель Myselium.
Кузьмин рассказал о директиве Европарламента (PSD2), которая «жестко бьет по банкам и провожает Visa и Mastercard на свалку истории». По мнению спикера, 2018 год должен стать годом конца для европейских банков. «Я не говорю про Россию, речь пока только про Европу» - не раз за время своей речи повторил Кузьмин. В Европе скоро исчезнут традиционные платежные системы с большими комиссиями. На смену им придут новые провайдеры услуг, которые будут взимать комиссию в районе 0,1% (сейчас она выливается в 2-3%). При этом их бизнес будет отлично окупаться, уверен Кузьмин. От масштабного перекраивания рынка платежей в Европе выиграют, в первую очередь, ритейлеры и потребители – физические лица. И, конечно, новые игроки рынка. «Брать комиссию за перевод денег – это все равно что брать комиссию за то, что мои слова по воздуху доходят до ваших барабанных перепонок» - заявил Кузьмин. По его мнению, российская финансовая сфера неизбежно придет к тому же, к чему уже пришла европейская.
Москва.
обсуждение