При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Перспективы финансового рынка и возможные меры по повышению его эффективности на совместном заседании 5 июля обсудили члены трех комиссий Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП): по банкам и банковской деятельности, финансовым рынкам и страховой деятельности.
Участники заседания отметили, что российский финансовый рынок сегодня сталкивается с рядом серьезных проблем, которые актуальны не только для него самого, но и для экономики в целом. Они, в частности, связаны с доминированием банковской системы среди других отраслей, слабым развитием механизма институциональных инвестиций, растущей долей госсектора, низким доверием к финрынку со стороны населения и пр.
Тема мероприятия была обозначена как «Финансовый рынок России в условиях новых трендов экономического развития». «Тема важная, связана с серьезными трендами, которые сегодня существуют на экономическом поле. Они очень разные, но по большей части негативные. И нам на них нужно как-то реагировать, необходимо их очень тщательно проанализировать и оценить возможные последствия», – начал заседание Александр Мурычев, исполнительный вице-президент РСПП.
По его словам, одна из главных проблем связана с поиском источников финансирования для реализации мер, заданных в рамках майских указов президента РФ. «Сегодня ухудшается доступность кредитования предприятий реального сектора экономики. Особенно тревожно за строительную отрасль, где сегодня реализуется переход от системы долевого участия на проектное финансирование. Казалось бы, эта реформа была продумана, многие авторитетные эксперты ее одобрили, но в действительности ситуация оказалась довольно сложной, поскольку деньги в целевых фондах быстро исчерпались. И мы сейчас имеем снижение темпов ввода жилья на 38%», – отметил Александр Мурычев.
Сдержанно и позитивно
С основным докладом выступила Екатерина Трофимова, генеральный директор Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА). Она заметила, что прогнозы агентства не столь пессимистичны. «Наша позиция, что большинство трендов все же можно охарактеризовать как сдержанно-позитивные. Хотя, есть одно очень важное уточнение – при условии, что все участки рынка сумеют к этим трендам адаптироваться», – сказала она.
По словам Екатерины Трофимовой, рост ВВП в 2018 году предположительно составит 1,6%. В следующие три года он будет приблизительно на одном уровне – 1,5%, а в 2021 немножко подрастет – до 1,7%. Инфляция в эти годы будет колебаться в диапазоне 3,8-4,1%. При этом глава АКРА заметила, что сдерживание инфляции, помимо многочисленных плюсов, имеет и минусы. В частности, она ограничивает возможности российских компаний использовать традиционные методы управления издержками. В большей мере это касается отраслей, у которых цены на рынках сбыта сильнее связаны с общим инфляционным фоном – например, инфраструктурные монополии и сектор услуг.
Российская экономика, как говорит Екатерина Трофимова, сегодня работает если не на полную мощность, то близко к этому состоянию. Недозагрузка производств по итогам 2017 года составила немногим более 2%, а уровень безработицы – чуть выше 6%. Поэтому разные отрасли сегодня остро нуждаются в инвестициях.
Что касается финансовой системы, то она далека от критического стрессового состояния, однако последние антироссийские санкции, согласно сделанным аналитиками АКРА выводам, существенно отразились на ее стабильности. Ужесточение санкций Екатерина Трофимова назвала в числе основных специфических экономических рисков 2018-2019 годов. Помимо этого, в соответствующий список вошли такие факторы, как «торговые войны» то есть, резкая эскалация протекционизма в мировой торговле; изменения на фондовом рынке США; действия финансовых регуляторов на внутренних рынках; недостаточный экономический рост – ниже ожиданий; неочевидные связи традиционных рынков с сегментом криптовалют и пр.
Одной из основных текущих проблем для российского финансового рынка, по словам Трофимовой, является доминирование банковского сектора по отношению к другим участникам – НФП, страховщикам, паевым фондам. «Соотношение 90% ВВП против 10%», – отметила спикер. И это при явном преобладании госбанков (доля государства в банковской сфере, по данным АКРА, в 2018 году выросла до 70% - на 7 п.п. больше, чем в начале 2017-ого). При этом усиливается конкуренция между самими госбанками – и не только в рыночной плоскости, но и в борьбе за поддержку и объемы помощи со стороны государства.
К негативным трендам руководитель рейтингового агентства также отнесла сокращение доли иностранных инвестиций, снижение уровня доверия к финрынку со стороны населения и низкий уровень финансовой грамотности. Очевидно, что два последних фактора существенно ограничивают использование потенциала финансовых средств, хранящихся на руках у граждан. Глава АКРА также отметила, что российская банковская система сейчас остается на пике проблемной задолженности. Ее доля составляет 12-15%. Основные риски относятся к реструктурированным кредитам и заемщикам с низким уровнем кредитоспособности. В 2017 году недорезервирование составило 2,7 трлн рублей.
Впрочем, Екатерина Трофимова не исключила, что возможным сценарием развития ситуации в будущем может стать приватизация части госбанков, включая те кредитные организации, которые находятся под санацией. При таком сценарии также возможно расширение присутствия на российском рынке иностранных банков.
Рука на пульсе
Александр Афанасьев, председатель правления Московской биржи, председатель комиссии по финансовым рынкам, член правления РСПП, в свою очередь, рассказал о ситуации на российском фондовом рынке. И, как оказалось, здесь не все так уж плохо. «Первый очевидный тренд – это появление внутреннего российского спроса. В 2017 году на рынок пришло более 250 тыс. человек новых клиентов. Такого раньше не было никогда, включая «золотой период» фондового рынка в начале 2000-х. И это уж новый тип инвестора. Это уже не те смелые, почти отчаянные люди, которые пробовали играть на рынке в 90-е годы, и не те, кто приходил в «нулевые» на волне бума роста на рынке акций. Сейчас клиент приходит более аккуратный и осторожный. Как правило – и это второй тренд – на рынок с фиксированной доходностью, в облигации. Если в акции, то в структуре фондов», – рассказал Александр Афанасьев. В результате выпуск облигаций, по его словам, в прошлом году вырос на 80% по отношению к 2016-ому, и достиг абсолютно рекордного показателя за все время наблюдений – 5,6 трлн рублей. А сейчас – за первое полугодие 2018 года прирост составил еще 34%. В денежном выражении это 4,8 трлн рублей, то есть это уже близко к цифре за весь прошлый год.
«Зашевелился и рынок акций, – продолжил глава Мосбиржи. – В предыдущие годы динамика инвестиций в акции колебалась рядом с нулевой отметкой – плюс-минус 1%. А сейчас за первые 6 месяцев 2018-ого зафиксирован прирост 20%».
Александр Афанасьев также призвал не списывать со счетов зарубежных инвесторов: «Уходят ли иностранные инвесторы? Пиковый объем был до санкций, это был конец 2013 года, на владение российским free-float на иностранцев приходилось где-то порядка $85-86 млрд. Затем цифра резко упала – к 2015 году она стала чуть больше млрд 50 млрд. А сейчас это снова $80 млрд, то есть мы опять приблизились к докризисному уровню». Причем наибольший прирост владения российским free-float приходится на инвесторов из США. До кризиса доля американских инвесторов на рынке акций была 38%, сейчас это 55-56%. Но при этом сократилась доля инвесторов из континентальной Европы.
Во многом стимулом для оживления на фондовом рынке, по словам Александра Афанасьева, послужили определенные меры в сфере регулирования и налогообложения. При этом он заметил, что в этой части у рынка еще существует огромный потенциал – определенные госгарантии по защите тех, кто хочет инвестировать в ценные бумаги (по аналогии с защитой банковских вкладов), могут привести к настоящему инвестиционному буму на фондовом рынке.
Игорь Юргенс, президент Всероссийского союза страховщиков, член правления РСПП, заметил, что развитие страхового бизнеса сейчас находится на стадии серьезного «технологического рывка». «Мы, наконец, к с большим трудом, переломав менталитет страховщиков, которые не хотят делиться своими данными ни с соседом, ни с государством, ни с кем, подключились к государственным информационным системами. И теперь пытаемся создать большой глобальный риск-офис, который соответствовал бы тому, что необходимо экономике и государству в целом. И самой отрасли в том числе», – сказал он.
Владимир Таможников, директор департамента стратегического развития Банка России, заверил собравшихся, что регулятор в курсе всего, что происходит в бизнес-сообществе. «Все темы, о которых вы сегодня говорили, нами идентифицированы. Сейчас готовится стратегия развития финансового рынка на 2019-2021 годы. Проект документа есть на сайте ЦБ, там мы постарались изложить наше видение того, как в дальнейшем должен прогрессировать финрынок. И все эти вещи, все замечания профсообщества мы будем учитывать – и в плане создания условий для здоровой конкуренции, и в плане стабильности правил игры, и в том, что касается повышения уровня доступности финансовых услуг для населения и, конечно, доверия со стороны граждан», – заверил Владимир Таможников.
В заключительном слове Гарегин Тосунян, член правления РСПП, президент Ассоциации российских банков заметил, что рост ВВП на 1,5-1,7%, который стал основанием для «сдержано-позитивного» прогноза АКРА, не может быть поводом даже для сдержанно-негативного прогноза. По его словам, это очень низкий показатель, который говорит от том, что экономика России будет пребывать в состоянии затяжной стагнации. «По-хорошему, нам нужен рост ВВП на уровне не менее 3,5%. И даже этого будет мало», – сказал глава банковской ассоциации.
По итогам заседания был составлен проект решения, который после доработок с учетом высказанных замечаний, будет направлен в государственные структуры, а также представлен бизнес-сообществу. В решении сформулированы основные идеи, реализация которых может способствовать повышению эффективности отечественной финансовой системы. В частности, Центробанку рекомендовано придерживаться сбалансированной денежно-кредитной политики, стабилизировать правила игры на рынке, сдерживать инфляцию на уровне не более 4%, а в перспективе – продолжать плавно снижать ключевую ставку – «вплоть до момента перехода к нейтральной денежно-кредитной политике». Также есть пожелание – в течение трех ближайших лет предпринять меры для сокращения доли госбанков и квази-госбанков с текущих 70% до 55-60%, а также укрепить региональную банковскую систему.
Москва.
обсуждение