При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Конференция Blockchain & Bitcoin Conference Russia 2017, которая прошла 19 апреля в Digital October, получилась многолюдной и многообещающей. Организатором выступила компания Smile Expo.
Михаил Чобанян, основатель Kuna bitcoin agency, открывая мероприятие, заметил: «Чем больше нас, тем больше мы привлекаем всяческие госорганы и контролирующие органы. Я с этим столкнулся у себя в стране (на Украине – прим. Finversia). Это были и обыски, это были и вызовы на допросы и так далее. Закончилось все, как видите, нормально. Я перед вами. Оборудование, к слову, не вернули…».
Чобанян передал слово «своему соратнику» Артему Толкачеву, директору Deloitte CIS, который подтвердил: «Тема вызывает интерес. Когда я в первый раз участвовал в такой конференции, билет стоил 4000 рублей. Теперь в 4 или даже 5 раз интерес вырос, и количество участников, и стоимость, соответственно».
Ажиотаж вокруг блокчейна и криптовалют
Востребованность конференции больше ни у кого не вызывала сомнений, и модератор перешел непосредственно к обсуждению заявленной тематики.
- Блокчейн, криптовалюты и все, что связано с этими двумя словами, сейчас имеет достаточно ярко выраженную хайповую окраску. Очень много разговоров, мероприятий, круглых столов проводится. Очень много инвестиций привлекается в эту сферу, - считает Толкачев.
Но есть сдерживающие факторы. Регулирование создает препятствия для внедрения технологий и успешной работы с ними, отметил модератор.
Толкачев предупредил, что сегодня же улетает в Минск «на другую блокчейн-тусовку», поэтому будет жестко ограничивать время выступлений. Он объявил, что начальник центра финансовых технологий Банка России Максим Григорьев не смог приехать на конференцию, ссылаясь на срочное совещание. Зато на мероприятии смогла присутствовать Элина Сидоренко, руководитель межведомственной рабочей группы по оценкам рисков оборота криптовалюты Государственной Думы ФС РФ. Ей-то и передали слово.
Не хайп, а осознание рынка
- Я все-таки не соглашусь с Артемом, хоть и страшно его уважаю, что у нас очень много хайпа вокруг этой темы. Здесь вовсе не хайп, здесь, на самом деле, осознание рынка, необходимости и важности кардинальной перестройки существующих отношений, - заявила Сидоренко. По ее словам, государство должно быть не руководителем этого процесса, а своеобразным модератором. Уже сейчас оно не может поставить под свой полный контроль развитие новых технологий. Государство может лишь помочь этим технологиям – сделать так, чтобы они приносили пользу и бизнесу, и, собственно, государству.
Сидоренко предложила всем присутствующим высылать ей предложения, касающиеся правового регулирования обсуждаемых вопросов. Они будут рассмотрены в мае на заседании рабочей группы по криптовалютам, пообещала представитель Госдумы.
Майнинг, вязание носков и другое творчество
«Наша свобода заканчивается там, где начинается свобода других, - напомнила известный постулат Элина Сидоренко. - Только вопрос, где будет та граница, которая отделит свободу вашего предпринимательства от свободы других людей».
По ходу выступления Сидоренко формулировала вопросы, и сама же отвечала на некоторые из них.
Считать ли майнинг эмиссией? «Мы этот вопрос закрываем, потому что сейчас все согласны с тем, что майнинг не является эмиссией. И это действительно уже большой, семимильный шаг вперед» - заключила руководитель рабочей группы по криптовалютам.
Подлежит ли майнинг правовому регулированию? Изначально вроде бы нет. Но по достижении определенного уровня он должен под него попадать.
- Пока вы сидите дома и вяжете носки, вы не представляете интерес для экономической системы государства, потому что это ваше увлечение. Но как только этих носков в вашей жизни становится довольно-таки много, и вы начинаете их продавать, вы становитесь субъектами экономической деятельности, – проиллюстрировала Сидоренко свой тезис. - Вопрос с майнингом должен решаться примерно таким же образом, как он решается применительно к другим формам творчества.
Многообразие вопросов
Каким будет лимит, по достижении которого человека обяжут проходить идентификацию? Вопрос пока открытый. По мнению Сидоренко, применительно к криптовалютам необходимо создать директиву ПОД/ФТ.
Кроме того, не помешает определиться, куда отнести криптовалюты – к обязательственному праву (как в случае с ценными бумагами) или к вещному праву, отметила Сидоренко. И тут же ответила, что, конечно же, к вещному. Чуть позже с ней на эту тему активно поспорят из зала.
Помимо всего прочего, нужно создать условия для комфортного развития в России новых бирж, добавила представитель рабочей группы Госдумы.
- А готовы ли вы сейчас к тому, что будет введена регуляторика? – вдруг обратилась к залу Элина Сидоренко. - Достаточно посмотреть выставку в фойе, чтобы понять, что в технической части все продвинулись невероятно. Но проблема в том, что вас сама ситуация вынуждает вести бизнес в условиях правового вакуума, и, как бы вы сейчас ни говорили, этот правовой вакуум, он есть не только в России. Он есть и там, где вы предпочитаете этот бизнес вести.
Сквозь тернии к звездам с помощью юристов
По убеждению Сидоренко, представители отрасли не готовы к приходу юридического мира смарт-контрактов и реестров, основанных на системе блокчейна. Еще предстоит подготовить «очень специфических юристов», которые будут работать «в две руки»: по вопросам как создания алгоритма, так и его реализации.
Спикер завершила свою речь призывом к объединению усилий в глобальном масштабе: «Мы не сможем никаким образом этот вопрос решить, если будем исходить из так называемых национальных или личностных интересов. Система распределенных реестров – это новая глобальная парадигма. Как новая глобальная парадигма, она требует глобальных стандартов. Поэтому здесь обязательно должно быть четкое взаимодействие всех участников рынка без государственных границ для того, чтобы выработать единую позицию. Единственное условие, когда будет работать смарт-контракт или будет работать криптовалюта – когда во всем мире будет создана совершенно одинаковая модель регуляторики. К этому мы с вами, господа, придем не раньше, чем через пять лет. Нам придется пройти сквозь тернии к звездам. И, я думаю, эти звезды для нас будут абсолютно достижимы, но нам надо с вами готовить юристов.
Зал поблагодарил Элину Сидоренко за содержательное выступление громкими аплодисментами.
«Ступор у всего правового департамента»
Анастасия Гордеева из правового департамента Сбербанка рассказала про правовые аспекты внедрения закрытого блокчейна.
- Один из главных моментов, с которыми сталкиваются практически все администраторы частных блокчейнов – это распределение рисков. Что будет, если возникнет ошибка в коде, что будет, если будет вынесено решение суда о недействительности сделки, которая уже совершена на блокчейне, и что будет, если хакеры решат атаковать вашу систему… - задавала риторические вопросы Гордеева.
Она отметила, что необходимо уменьшать объем возможных рисков и не допускать появление рисков некалькулируемых.
Анастасия Гордеева нарисовала типичную картину из жизни правового департамента. Программисты приходят с идеей: «Мы сейчас сделаем классную вещь, у нас крутой смарт-контракт, просмотрите его. И приносят распечатку с кодом. Ступор у всего правового департамента. Чтобы все-таки это понять человеку, не имеющему программистское образование, в первую очередь требуется тесное взаимодействие между программистом и юристом. Чтобы программист объяснил, а юрист прокомментировал.
Александр Чубурков, ведущий юрист компании QIWI, попробовал «надеть на себя шапку правоприменителя, представителя органов государственной власти», и посмотреть на перевод в блокчейне с его точки зрения. Обнаружилось много интересного. Например, выяснилось, что в схеме биткоин-перевода не хватает верифицирующего центра для применения квалифицированной электронной цифровой подписи.
- Я сделал вывод из всех трех докладов, что ничего не понятно, - пошутил Артем Толкачев. На этом часть с докладами закончилась и началась панельная дискуссия.
Биткоины для сел и городов
Представитель банка «Открытие» поделилась подробностями банковской юридической «кухни»:
- У нас в банке и, наверное, во всех банках достаточно много сил тратится на то, чтобы проверять полномочия контрагентов по сделкам. Если бы информация, включая уставы, протоколы и всё-всё-всё была открытой и доступной для всех участников, это упростило бы такие проверки и, соответственно, сократило затраты на осуществление сделок.
Банки работают над внедрением блокчейн-технологий в различные области банковских операций. Самой большой проблемой в этом процессе является соблюдение банковской тайны. Все участники сети блокчейн видят операции, которые совершаются в этой сети. Для того, чтобы решить данную проблему, нужно, как минимум, поменять законодательство в части банковской тайны и персональных данных, полагает юрист «Открытия».
Модератор дискуссии Артем Толкачев хотел знать мнение участников о том, как соотносится блокчейн и электронный документооборот.
По мнению Анастасии Гордеевой из Сбербанка, использование технологии блокчейна – это не замена электронного документооборота, а вариант его реализации, который зачастую избавляет от бумажной волокиты и ускоряет соответствующие процессы.
«Какая юрисдикция лучше всего подходит для майнинга?» – продолжал задавать вопросы Толкачев. Элина Сидоренко изъявила желание ответить. «Элина не может сдержаться сегодня от ответов на мои вопросы. На самом деле, мы порепетировали» - сказал Толкачев.
- Если человек оплачивает электроэнергию, которую он использует для майнинга, он чист перед законом. И это в любой юрисдикции так – высказалась Сидоренко.
В завершение дискуссии Михаил Чобанян нарисовал идеалистическую картину:
- Я вчера ехал на автомобиле из Киева и Москву, и хотел бы сказать, что биткоин и блокчейн – это не только технология для Киева и Москвы. В первую очередь, эта технология интересна… вот все, что между ними – это маленькие города, это сёла. Почему? Потому что эта технология, в частности биткоин, дает свободу и дает гибкость.
По мнению Чобаняна, возникают возможности краунд-финансирования проектов. Например, в маленьком городе или селе фермер может при помощи блокчейн-технологий привлечь финансирование без участия банков и контрагентов, просто явив свой проект миру. «Поэтому, когда мы говорим про регулирование, нужно разделять биткоин для мелкого и среднего бизнеса и биткоин для банков, корпораций и так далее. У них свой мир, у нас свой» - заключил Чобанян.
Доходность 458% годовых
Марина Гурьева, начальник Управления инновационной деятельности НИУ ВШЭ и сооснователь проекта cyber Fund, в своей презентации осветила темпы прироста по основным блокчейн-активам. Они оказались хорошими. Выяснилось, что биткоин уже не так сильно подвержен колебаниям в зависимости от хороших или плохих новостей, как это было раньше. Эта криптовалюта все глубже проникает в повседневность. Востребованность Etherium, BitShares и других криптовалют также растет. Стартапы получают достаточные средства для долгой жизни проектов.
- Почему все будет развиваться? Потому что появились средства трансляции денег традиционной экономики в эту новую систему, в этот рынок. И это уже история про то, что не надо всем и каждому разбираться в блокчейн-системах и приложениях, не надо надо тёте Маше или дяде Пете очень сильно уметь анализировать код. Есть инвестиционные фонды, которые специализируются на инвестировании в блокчейн, - сообщила Гурьева.
По ее словам, такие фонды абсолютно прозрачны, специфика технологии позволяет отслеживать все их действия до последней операции. В пример она привела Satoshi Fund, доходность которого составляет 458% в долларах (годовой темп прироста). В управлении фонда находятся активы стоимостью 3,3 млн долларов.
По мнению Гурьевой, мы живем в прекрасное время – время «пилотов», когда «пилотируется все, что можно пропилотировать». Этому способствует позиция глобальных регуляторов, которые «прониклись тем, что можно изменить традиционную экономику» и дали новым технологиям «зеленый режим».
Гурьева добавила и «ложку дегтя»:
- До сих пор большинство тех, кто работает в этом секторе в России, пытаются не очень светиться. Потому что… зачем светиться? Тут сидят люди, которые говорят: «Слушайте, ребята, вот тут 171-я – незаконное предпринимательство (ст. 171 Уголовного кодекса РФ – прим. Finversia). Если что, мы вас тут всех видели и всех знаем. Завтра у нас регулятор даст добро на то, чтобы вас повязали, и вас всех повяжут». Понятно, что в этой ситуации люди не очень будут хотеть здесь оставаться и создавать что-то… - сказала Гурьева, видимо, намекая на выступление Элины Сидоренко, которая в начале конференции не раз упомянула 171-ю статью УК. – Но при этом, надо отдать должное, что динамика с точки зрения восприятия вообще всех на рынке регулятором в России одна из самых лучших.
Дикий Запад: рост на 2100%
- Это не золото, это не недвижимость. Это ни на что не похоже, потому что их можно программировать – продолжил рассказывать о новом типе активов – блокчейн-активах - Константин Ломашук, соучредитель Satoshi Fund.
– То, что мы сделали – мы выросли на 2100%. Можно реально проверить каждую транзакцию. Страшно такие цифры показывать, потому что вы, наверно, думаете, что это… - Ломашук хотел продолжить, но его речь прервали аплодисменты. – Это можно проверить, я могу дать ссылки…
Сидящие в зале увлеченно фотографировали слайды.
По словам соучредителя Satoshi Fund, количество блокчейн-проектов сегодня растет, но качество очень сильно падает. Примерно 10% криптовалют и блокчейн-активов оказываются неликвидными. Важно следить за среднемесячными темпами роста. Он добавил, что биткоин сегодня растет примерно на 12,5% в месяц, Etherium – более чем на 18%.
- Этот рынок – это Дикий Запад. То, что здесь творится – это очень интересно – сообщил Константин Ломашук.
Москва.
обсуждение