При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Любители получать доход из процентных ценных бумаг надолго запомнят уходящий год. Прошедший в декабре в Санкт-Петербурге XIX Российский облигационный конгресс (РОК) констатировал основные тенденции и, как водится на подобных мероприятиях, наметил тенденции на будущее.
Встреча продолжалась два дня, участники имели возможность пообщаться как на сессиях, так и неформально. Отмечу основные идеи, нашедшие отражения в выступления и в повестке дня.
Мода на зеленое
ESG-облигации давно понятны без перевода (E – environment ответственное отношение к окружающей среде, S – social, высокая социальная ответственность, G – governance высокое качество корпоративного управления). Ну кто не хочет инвестировать так, чтоб, осознавать, что твои деньги не просто приносят прибыль в виде процентов, но еще и сберегают планету?
К тому же при выпуске подобных бумаг предполагается более строгий аудит, а значит, надежность предполагается более высокая. К сожалению, за все нужно платить. В данном случае расплачиваться приходится тем, что инвестору надо смириться с некоторым снижением доходности. Кстати, в мире есть практика поощрения государствами «зеленых» инвестиций путем налоговых преференций, они сокращают разрыв доходностей. Но в России об этом лишь мечтают, лоббистов много, а бюджета на всех не хватает.
Исполнительный директор ВЭБ.РФ Дмитрий Аксаков вспомнил, как в середине прошлого десятилетия работал в США. И там на людей, работающих в секторе «зеленого финансирования», смотрели как на специалистов, занимающихся имиджем, а не настоящим бизнесом. Сейчас же объем ответственного инвестирования измеряется в десятках триллионов долларов. Вероятно, по итогам 2021 года он выйдет на астрономическую величину порядка $130 трлн.
В России тенденция аналогичная, хотя и масштаб не тот. Во всяком случае, один из участников РОК вспоминал, как раньше на конгрессе (а проходит РОК раз в год), для обсуждения ESG-облигаций выделялось одно заседание в малом зале. В этом же году сессия в большом зале плюс панель в малом. Впрочем, это детали.
В 2021 году зеленые облигации выпустили такие крупные эмитенты, как город Москва, дочка «Росатома» и КАМАЗ. Последний, как я считаю, де-факто совместно со столицей, так как выпуск предназначен для финансирования производства электробусов. Электробусы купит Москва, но я еще раз подчеркну «совместно» это только лично оценка автора, так как де-юре отвечает по данным ценным бумагам только КАМАЗ. Размещение зеленого выпуска облигаций собственно Москвы на 70 млрд руб. стало одним из главных событий 2021 года на финансовом рынке страны. Это самый крупный выпуск облигаций в секторе.
После стабилизации процентных ставок в экономике Москва планирует выпустить зеленые облигации для населения. Руководитель проектного офиса «Моделирование экономики отраслей и предприятий Москвы», ГБУ Аналитический центр города Москвы Тимур Шакиров сообщил, что их объем будет ориентировочно 5 млрд рублей, срок обращения – 2 года, распространение намечено с использованием маркетплейса «Финуслуги.ру» и возможно инфраструктуры коммерческих банков.
Призрак доходности
Сегмент высокодоходных облигаций (ВДО или High Yield) это всегда ярко. Ну, в самом деле, молодые компании занимают под немалые проценты, риски максимальные, объемы выпусков минимальные.
Во-первых, львиную долю инвестиций здесь обеспечивают физические лица: их не сдерживает ответственность перед вкладчиками. На свои гуляют. Или грудь в крестах или дефолт в кустах.
Во-вторых, это площадка молодняка для будущих биржевых звезд. Классическая схема превращения гаражного стартапа в единорог с миллиардной капитализацией именно такая: «частная компания – финансирование от бизнес-ангелов – выпуск облигаций – IPO».
В-третьих, если вы купили акцию, а компании плохо, то гниение фирмы может идти долго. От потери рыночной стоимости акций еще никто не закрывался. А вот с облигациями все жестоко. Это долг. Не смог расплатиться – дефолт – банкротство. Последний, как зима в сериале «Игра престолов», близко.
«Распознать компанию, идущую к краху на ВДО можно», – считает член Ассоциации владельцев облигаций Илья Винокуров.
Вера в «вечное рефинансирование», жизнь от выпуска до выпуска, «творческое» отношение к финотчетности, перекрестное финансирование внутри бизнес-групп, попытки решения проблем за счет дорогого беззалогового долга, такие признаки называет эксперт. И даже неважно намеренно они допущены или из-за неумения управлять фирмой. Конец для инвестора один – потеря денег.
«Падающая или стагнирующая выручка, рост долговой нагрузки идет быстрее, чем рост выручки, пирамида долгов через новые выпуски, хронически отрицательный FCF(free cash flow), рост запасовпри отсутствии позитивной динамики бизнеса, процентные расходы больше операционной прибыли», – признаки больной корпорации.
Рост процентных ставок, идущий в России и мире, ужесточит условия рефинансирования, так что эксперт ожидает волны дефолотов уже в 2022 году. Кстати, он не считает «классическими» бизнес дефолтами истории облигациями с предприятия общепита «Дяда Дёнер» и ломбардом «Мастер». По мне так дефолт и есть, а вот термины дело вторичное.
Процент будет
Много лет мир жил по близким к нулевым ставкам (в твердых валютах, естественно). И ряд лет родной Банк России шел к целевой инфляции 4%.
И вот, когда все было почти идеально, грянула пандемия.
Ставки растут. И инвесторы должны стать «злыми»: стоимость кредита будет расти, соответственно и стоимость облигаций.
На начало декабря в России ставки на рынке облигаций росли 150 торговых дней (из 230).
«В 2022 году наиболее вероятным в мире является рост долларовых ставок по 10 летних американских гособлигаций до 2%, в вот в России вероятен разворот тренда, но после замедления инфляции. При этом восстановление экономического роста, нацпроекты потребуют дополнительного финансирования», – считает первый вице-президент Газпромбанка Денис Шулаков.
Член правления, старший банкир ВЭБ.РФ Константин Вышковский считает, что следующий год станет годом бумаг с плавающей доходностью (флоатеров). Бумаги по высоким ставкам и долгим сроком обращения выпускать опасно для эмитентов, а долгие бумаги с низкой ставкой непривлекательны для инвесторов. А вот «пловцы» удобны – изменилась база (например, доходность гособлигаций) – соответственно изменилась и их доходность.
Можно сделать вывод: облигации не зря были даже в годы плановой экономики. Они нужны всегда. Несмотря на консерватизм финансового мира они меняются, появляются их новые разновидности. Инвесторам всегда будет из чего выбирать.
Москва.
обсуждение