При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Банки смогут оперативнее рассматривать кредитные заявки заемщиков, если будут сняты ограничения на обращения кредитных организаций в Пенсионный фонд России (ПФР) через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). С просьбой пересмотреть лимиты в МВД обратился Национальный совет финансового рынка (НСФР). Существующие ныне ограничения (50 обращений в минуту и 2,5 тыс. в час) сильно затягивают для крупных кредитных организаций получение сведений о пенсионных счетах клиентов и, соответственно, решение по кредиту. Эксперты, опрошенные «Известиями», считают, что лимиты для крупных банков нужно увеличить в разы либо дифференцировать их в зависимости от размера организации.
Банки всё чаще используют сведения о пенсионных счетах для определения финансового состояния потенциальных заемщиков. Однако на данный момент крупные кредитные организации столкнулись с проблемой — максимальное количество обращений в ПФР через систему СВЭМ (позволяет обмениваться данными для оказания госуслуг. — «Известия») имеет ограничения. Эти лимиты не учитывают специфики крупных филиальных банков, говорится в письме НСФР (есть у «Известий»), которое направлено в МВД. По прогнозам банкиров, текущие ограничения могут нелучшим образом сказаться на процессе одобрения кредитных заявок и на снижении ставок по ссудам для заемщиков. Банкиры просят увеличить лимиты до 200 обращений в минуту и 6 тыс. в час. В сутки, по мнению НСФР, логично установить планку в 55 тыс.
Действующая схема получения банками информации о клиентах через СМЭВ выглядит так: заемщик подает в банк заявку на кредит; с портала госуслуг клиенту приходит SMS, предлагающее дать согласие на запрос сведений о состоянии его лицевого счета в ПФР; в случае положительного ответа банк получает данные из фонда по СМЭВ. Действующие лимиты были установлены, чтобы не перегружать систему. Однако они не учитывают специфику крупных банков, которым требуется значительно большее количество обращений.
Руководитель центра розничных рисков Бинбанка Ярослав Полещук поясняет, что ограничения по количеству запросов влияют на сроки рассмотрения кредитных заявок физических лиц, кредитные организации перераспределяют заявки в течение часа или суток соответственно.
По словам директора департамента розничных продуктов СМП Банка Алены Тузовой, действующие лимиты могут быть чувствительны для крупнейших розничных кредитных организаций с широкой филиальной сетью, а также активно работающих через дистанционные каналы. Как отмечает Ярослав Полещук, в основном речь идет о банках с POS-кредитованием, которое предполагает принятие решение по заявке в режиме реального времени. По мнению зампреда Локо-банка Андрея Люшина, лимиты необходимо или увеличивать, или вообще отменять, просто усилив защиту самой системы СМЭВ от атак с помощью большого количества обращений.
— Четырехкратного увеличения лимитов, казалось бы, будет достаточно. Хотя, учитывая вероятность дальнейшей консолидации в секторе, вопрос об ограничениях может снова возникнуть, — сказал Андрей Люшин. — Логичнее было бы изменить систему, классифицировав запросы, например, по отделениям, а не в целом по банку. Тогда проблема будет кардинально решена.
По мнению управляющего партнера АО «2К» Тамары Касьяновой, было бы логичнее ввести дифференцированную линейку лимитов на обращения: крупным банкам с большими клиентскими потоками предоставить возможность более частого обращения в ПФР, а небольшим банкам лимиты сохранить или урезать. Как считает Тамара Касьянова, это позволит не перегружать СМЭВ, при этом необходимость в существенном наращивании мощностей работы системы отпадет.
— Возможно, самим банкам также стоит оптимизировать процесс подачи заявок в рамках действующих лимитов, ввести очередность, чтобы минимизировать возможные проблемы, — размышляет Андрей Люшин.
В МВД не прокомментировали обращение банкиров.
обсуждение