Четверг, 21.11.2024
×
Дивиденды vs депозиты / Биржевая среда с Яном Артом

Александр Абрамов: По следам ОНДКП 2025-2027

Аа +
- -

Впечатления и мысли.

Вчера, наконец, закончил чтение очень содержательного и сложного документа с названием «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов» (ОНДКП) и сравнение его параметров с данными расчетов Минэкономразвития и Минфина, прилагаемыми в обоснование проекта федерального бюджета на предстоящие три года. Не считаю себя крупным специалистом в сферах ДКП и бюджетной политики, поэтому мое мнение, вероятно, покажется несколько упрощенным и наивным. Но полезным…, потому что вряд ли даже среди моих коллег по экономике найдется много тех, кто внимательно прочитал все эти документы.

Общее впечатление такое: Банк России будет вынужден существенно уточнять содержание (ОНДКП), потому что проект нового бюджета существенно меняет вводные для расчета базового сценария банка. Банк России рассчитывал на существенное снижение спроса, а бюджет ориентирован на его рост. Это хорошо видно на примере таких компонентов спроса как расходы на конечное потребление и инвестиции. В расчете базового сценария Банка России ежегодный прирост потребления должен был замедлится с 3,0-4,0% в 2024 г. до 0,0-1,0% в 2025 г., 1,0-2,0% в 2026 г. и 1,5-2,5% в 2027 г., а в новых расчетах МЭР эти же цифры выглядят так: 4,0% в 2024 г., 4,2% в 2025 г., 3,4% в 2026 г. и 3,0% в 2027-м.  Рост инвестиций как элемента спроса в прогнозе МЭР также заметно выше предположений Банка России.  По сравнению с проектом бюджета, по данным которого составлялся базовый сценарий Банка России, новый бюджет предусматривает суммарный рост расходов в 2025-2027 гг. на 24,5 трлн руб., или на 23,0%. Это серьезный акселератор спроса.

Как минимум, Банку России придется в проекте ОНДКП существенно пересчитывать все сценарии. Вероятно, от этого траектория ключевой ставки на 2025-2027 гг. будет существенно повышена. На мой взгляд, вполне вероятно, что сдвинутся и сроки достижения целевого уровня инфляции в размере 4,0%.  Но, может быть, опыт экспертов Банка России сможет решить и эту проблему.

На мой взгляд, серьезным риском ДКП в новых условиях может стать формирование разных условий деятельности гражданского (рыночного) сектора экономики и поддерживаемых государством отраслей. Для одних ключевая ставка может стать непреодолимым барьером поддержания бизнеса, для других – ее влияние не будет значимым.

Для финансового рынка все более призрачная цель ценовой стабильности в результате уникально жесткой для последних 20 лет ДКП может стать не столь значимой, по сравнению с последствиями роста ставок заимствований и замедления гражданской экономики. Что бы ни писал Банк России в другом документе – Основных направлениях развития финансового рынка на 2025-2027 г. о невозможности использования ДКП для поддержки финансового рынка, в Китае мы видим, что государство только что было вынуждено направить на поддержку финансового рынка более 100 млрд долл. Мне кажется, что ближайшие несколько месяцев будут подталкивать регуляторов с разработке аналогичных программ.

Еще одно яркое впечатление от чтения Основных направлений ДКП на 2025-2027 гг., в котором  Банк России уделяет большое внимание методологии расчета показателей инфляции. Этому посвящено Приложение 2 документа на целых 6 страницах, в том числе такому новому показателю как «устойчивая инфляция» и разного рода сезонным и другим корректировкам ИПЦ. Это методы, с помощью которых банк стремится определить «правильную» инфляцию для большей убедительности принимаемых решений по ключевой ставки.

Есть, однако, две проблемы, которые заставляют осторожно относиться к подобным новациям. Первая – они создают риск роста недоверия к официальным индикаторам инфляции у населения. Если пытаться что-то заякорить у населения – таргетируемый показатель инфляции должен быть простым и понятным. Такую роль может выполнять лишь показатель ИЦП, рассчитываемый Росстатом год к году, дополнительным может быть показатель его прироста месяц к месяцу. Здесь вряд ли надо что-то выдумывать – просто посмотреть какие показатели инфляции публикуют самые авторитетные деловые СМИ перед решениями ФРС и ЕЦБ. Если размывать сознание населения более «правильными показателями» недоверие к ним будет лишь расти. У нас и так в среднем за 2 года показатель инфляции составлял 7,8%, а показатель воспринимаемой инфляции по опросам Банка России был выше этого уровня в среднем на целых 7,5 процентных пункта, то есть в 2 раза.   

Второе, не стоит забывать печальной истории Артура Бернса – блестящего экономиста, возглавлявшего ФРС США в 1970-1978 гг., из-за которого центральный банк «проспал» рост инфляции в 1970-х. О нем в 2021 г. написал интересную статью в Project Syndicate Стивен Роуч, работавший в ФРС под его началом. Проблема Бернса как большого профессионала в работе со статистикой была в том, что он также как его сегодняшние коллеги из ЦБР, все время корректировал простые показатели инфляции, пытаясь рассчитать что-то удивительно напоминающий показатель «устойчивой инфляции». Дело кончилось плохо, в результате он запутался, ставка вовремя не повышалась и США быстро пришли во времена Пола Уолкера с инфляцией около 20%.   

Но посмотрим, как интересно это описывает Стивен Роуч.

… Бернсу, который правил ФРС железной рукой, не хватало аналитической основы для оценки взаимодействия между реальной экономикой и инфляцией и того, как эта взаимосвязь связана с денежно-кредитной политикой. Как наркоман данных, он был склонен сегментировать проблемы, с которыми он столкнулся как политический деятель, особенно возникновение того, что вскоре переросло в Великую инфляцию. Он считал, что, как и бизнес-циклы, на ценовые тенденции в значительной степени влияют идиосинкразические или экзогенные факторы - «шум», не имеющий ничего общего с денежно-кредитной политикой.

Это была ошибка эпических масштабов. Когда после войны Судного дня 1973 года цены на нефть в США выросли в четыре раза после нефтяного эмбарго ОПЕК, Бернс утверждал, что, поскольку это не имело ничего общего с денежно-кредитной политикой, ФРС должна исключить нефть и продукты, связанные с энергоносителями (например, мазут для отопления домов). и электричество) из индекса потребительских цен. Персонал протестовал, утверждая, что нет смысла игнорировать такие важные элементы, особенно потому, что они имеют вес более 11% в ИПЦ. Бернс был непреклонен: если бы мы в штате не проводили расчет, он бы поручил его «кому-нибудь из Нью-Йорка» - намек на его предыдущую работу в Колумбийском университете и Национальном бюро экономических исследований.

К сожалению, Бернс на этом не остановился. В течение следующих нескольких лет он периодически обнаруживал подобные идиосинкразические события, влияющие на цены на дома на колесах, подержанные автомобили, детские игрушки и даже женские украшения (он назвал это золотой манией); он также поднял вопросы о стоимости домовладения, на которую приходилось еще 16% ИПЦ. «Убери их всех», - настаивал он! К тому времени, когда Бернс был готов, осталось только около 35% ИПЦ - и он рос с двузначной скоростью! Только в тот момент, в 1975 году, Бернс слишком поздно признал, что у Соединенных Штатов есть проблема с инфляцией. Болезненный урок: опасно игнорировать так называемые преходящие факторы.

Удивительная история, которую трудно не вспомнить, читая соответствующий раздел ОНДКП 2025-2027. Урок из нее в том, что под «белым шумом» и сезонными факторами можно легко признавать не укладывающиеся в рамках принимаемых решений центрального банка тренды. Цели таргетирования – должны быть просты и понятны.

Telegram канал автора: https://t.me/s/AbramovAle

В разделе «Обзор блогов» редакция представляет републикации наиболее интересных постов известных российских экономистов, публицистов, финансистов и экспертов, опубликованных на личных каналах и онлайн-ресурсах авторов. Ссылки на эти ресурсы указаны под обзором. Данные републикации не являются подготовленными специально для Finversia.

Ответственность за информацию, высказанные профессиональные и этические оценки, версии и прогнозы остается на авторах блогов.

Орфография и пунктуация авторов блогов сохранена. Перевод иноязычных блогов – авторы блога.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все обзоры блогов »
- -
83
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

Сигнал тревоги или временные трудности? Сигнал тревоги или временные трудности? Растет число проблемных кредитов. Является ли это предвестником скорого вала банкротств? Deere прогнозирует снижение прибыли на фоне падения спроса на сельскохозяйственное оборудование Deere прогнозирует снижение прибыли на фоне падения спроса на сельскохозяйственное оборудование Компания Deere & Co, ведущий мировой производитель сельскохозяйственного оборудования, опубликовала прогноз по прибыли на 2025 год, который оказался ниже ожиданий аналитиков. Основные причины — снижение доходов фермеров, инфляционное давление и уменьшение спроса на сельскохозяйственную технику. Тимур Аитов: «Нас спасет «золотой» переводной рубль СЭВ» Тимур Аитов: «Нас спасет «золотой» переводной рубль СЭВ» Тема трансграничных платежей, а, точнее, их задержек, в центре внимания всех – и чиновников, и бизнесменов и даже граждан. Тем не менее, вопрос не решён, а СМИ сообщают о новых и новых задержках. Есть ли выход из ситуации? Об этом – разговор с финансовым экспертом Тимуром Аитовым, председателем комиссии по финансовой безопасности совета Торгово-промышленной палаты России,

Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)