Четверг, 19.09.2024
×
В октябре нас ждет валютный кризис? / Биржевая среда с Яном Артом

Алексей Бачеров: Неприятие потерь и недополучения прибыли – бичи начинающих инвесторов

Аа +
- -

Мы почти не расстраиваемся если не дополучили прибыли и огорчаемся если понесли убытки.

Классическая экономическая и инвестиционные теории исходят из того, что для людей принятие потерь и недополучения прибыли должны быть равносильными с позиции восприятия. Однако, наш мозг устроен иначе, и вы наверняка замечали, что это совсем не так. Мы склонны более огорчатся если понесли убытки, и почти не расстраиваемся если не дополучили прибыли или не получили ее вовсе. Все дело в том, что человека НЕУДАЧИ страшат существенно больше, чем эмоциональный подъем, наблюдаемый в период УДАЧ. Более того к положительным результатам инвестиционной деятельности мы зачастую относимся как факту наших правильных решений, не считая, что они могли быть вызваны на самом деле простой случайностью. Зачастую такой однобокий взгляд, продиктованный не в малой степени эволюцией человека, мешает нам как инвесторам достигать хороших результатов.

В моей практике встречаются случаи, когда люди держаться убыточных позиций, с надеждой на то, что они вырастут в цене, и человек если не вернет свой вложенный капитал целиком, то хотя бы сократит убыток. При этом на вопрос – а стал бы он в текущей момент покупать акции, которые ему приносят убыток, если бы у него не было их в портфеле, либо отрицательный ответ, либо вызывает затруднение. Получается, что ранее принятое решение, мешает человеку трезво взглянуть на данные акции. Это можно сравнить с тем, что в поведенческой экономики назвали «исходным ориентиром».

Продемонстрировать его работу, можно на вот таком примере:

В магазине продаются лопаты для уборки снега по цене 1000 рублей. В следующие несколько дней идет сильный снегопад, и количество желающих купить лопаты существенно возрастает. Хозяин магазина поднимает цену до 1500, реагируя абсолютно обосновано с позиции классического представления о законе спроса и предложения. Однако, несмотря на объективную экономические реалии, порядка 82% людей посчитают, что действие продавца – будет несправедливым, и он просто хочет нажиться на текущей ситуации, или перекладывает свой потенциальный убыток на потребителей, так как в будущем ему возможно придется покупать эти лопаты дороже у поставщиков. Исходным ориентиром в данном случае была цена лопаты в 1000 рублей, которую фиксировали для себя покупатели, а 500 рублей они оценили как свои убытки из-за переплаты.

Примерно тот же механизм, но только в более в яркой форме действует и в отношении инвестиций. Человек купил акции потенциально хорошей компании по 100 рублей с расчетом на то, что они принесут ему прибыль – пусть в 20% годовых. То есть его исходным ориентиром является 120, например к концу года. И пока цена акций растет к целевому показателю, он склонен воспринимать это, как свою прозорливость и как данность. Но предположим, что цена акций начала падать, достигнув своего пика в 110, и через какое-то время возвращается к 100. Интересно, что в этот момент, исходный ориентир скорее всего еще не изменится или скорректируется незначительно – например, до тех же 110. Но если цена продолжит свое падение, то коррекция исходного ориентира ускорится, при этом чем быстрее будет падение, тем быстрее будет падать ориентир. Но он очень долгое время будет находиться выше текущей цены. Забавно и другое, что если цена вернется к какому-то последнему значению этого ориентира, то инвестор легко может посмотреть его повышение – например, цена сначала упала до 50, ориентир был 75, и через какое-то время она достигает 75. Почти 80% повысят свой ориентир поближе к первоначальным вложениям. Как вы понимаете, это вызвано чисто психологическим фактором: убыток воспринимается существенно болезненней, так как сравнивается с неудачей. На самом деле если бы инвестор изначально одинаково относился к потенциальной (а возможно и полученной) прибыли как к убытку, он бы рассматривал исходный ориентир совсем под другим углом.

Почему профессиональные инвесторы легче переживают подобные истории, и это ведет в конечном счете к более хорошему результату?

Частичный ответ, конечно, кроется в опыте и более простому психологическому отношению к убыткам и прибылям. Но не в малой степени им помогает понимание вероятностной природы такой прибыли. Для простоты давайте рассмотрим такой вариант. Инвестор рассчитывает, что с вероятностью 70% он получит 120, а с вероятностью 30% акции могут упасть до 80. Тогда его математическое ожидание будет выглядеть так: 20%*0,7-20%*0,3=8%. Инвестиция потенциально интересная, но исходным ориентиром уже является совсем другой критерий. И если цена упадет до 80, то он уже в 95% закроет сделку с убытком, так как просто реализовался негативный сценарий.

Telegram канал автора: https://t.me/ab_trust

В разделе «Обзор блогов» редакция представляет републикации наиболее интересных постов известных российских экономистов, публицистов, финансистов и экспертов, опубликованных на личных каналах и онлайн-ресурсах авторов. Ссылки на эти ресурсы указаны под обзором. Данные републикации не являются подготовленными специально для Finversia.

Ответственность за информацию, высказанные профессиональные и этические оценки, версии и прогнозы остается на авторах блогов.

Орфография и пунктуация авторов блогов сохранена. Перевод иноязычных блогов – авторы блога.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все обзоры блогов »
- -
145
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

Нервный рынок между Джексон-Хоулом и решением ФРС Нервный рынок между Джексон-Хоулом и решением ФРС На мировом фондовом рынке вторую неделю идет то, что можно условно назвать «жизнь после Джексон-хоула» – когда уверенность в снижении ставки ФРС уже стопроцентная, но ставка еще не снижена. ФРС предпочла снизить процентную ставку на полпроцента ФРС предпочла снизить процентную ставку на полпроцента Федеральная резервная система США объявила о снижении процентных ставок на полпроцента, что стало началом первой за четыре года кампании по смягчению монетарной политики. Это решение является значимым шагом в попытке предотвратить замедление на рынке труда и адаптироваться к текущим макроэкономическим условиям. Тимур Аитов: «Нас спасет «золотой» переводной рубль СЭВ» Тимур Аитов: «Нас спасет «золотой» переводной рубль СЭВ» Тема трансграничных платежей, а, точнее, их задержек, в центре внимания всех – и чиновников, и бизнесменов и даже граждан. Тем не менее, вопрос не решён, а СМИ сообщают о новых и новых задержках. Есть ли выход из ситуации? Об этом – разговор с финансовым экспертом Тимуром Аитовым, председателем комиссии по финансовой безопасности совета Торгово-промышленной палаты России,

Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)