При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Из личного опыта.
Снова школа. А значит, снова пришло время немного поговорить о финансовой грамотности.
Если честно, о начале учебного года я бы забыл, если бы не дочь: вчера вечером - чернее тучи. Что такое?
- С другом поссорилась?
- Папочка, о чем ты!!! Завтра же Первое Сентября!
У меня что Первое, что последнее... (Хотя, сказать честно, - я обожаю первый день ЛЕТА. А вот первый день ОСЕНИ – нет, тоже не очень люблю.)
Так уж получилось, что папаша я неоднократный, и посему - достаточно опытный. И в вопросе фин воспитания – тоже.
Сегодня, в предверии нового учебного года, поделюсь с вами некоторыми секретами: как приучить ребенка к деньгам и дать первые уроки финансовой грамотности.
1. Мы с вами живём не в безвоздушном пространстве. В семье. У семьи есть бюджет. Этот бюджет должен быть понятен ребенку. Ребенок должен с возраста 4-5 лет слышать - что можно, что нельзя. На что деньги имеются, а что.... придется пока отложить. Знаете, бюджет как семьи, так и региона, страны - с одной стороны не резиновый, а с другой - это проблема осознанного выбора. Ребенок, по возможности, должен быть активным участником этого выбора.
2. Очень важно – ребенок должен понимать, что деньги достаются с трудом. И мама, и папа тяжело трудятся, и только после этого – получают свои деньги. Короче – булки не с деревьев.
3. Как можно чаще берите ребенка с собой в магазин. Он обязательно должен делать покупки совместно с вами. Он должен знать, что почем и, более того, играть с вами в игру - как найти что-то хорошее, но подешевле.
4. Обязательно нужно давать ему самостоятельность. Если что-то хотим купить - даем ребенку деньги. Пусть покупает, считает, ощущает личную ответственность. Пусть смотрит, что стоит дороже, что – дешевле.
5. Аккуратно реагируйте на просьбы детей купить им то, что они хотят. Если это дорого, объясните, что данная трата, к примеру, не вписывается в бюджет этого месяца. Однако важно показать ребенку альтернативу. Не покажете – он зациклится на деньгах. Обсудите, например, как это можно приобрести, если отказаться от чего-то малозначимого в неком КОНКРЕТНОМ будущем. Или как можно накопить на желаемое.
6. В продолжение п. 5. Если у вас подросток, подскажите ему, как заработать на его «хотелку».
Дочь этим летом, к примеру, поработала помощником воспитателя в детском саду. Сын в 13 лет помогает тренеру по горным лыжам и скейтборду обучать детей. Гордится - 14 долларов в час!! Помню, как сам в возрасте 15 лет подвязывал летом виноград в Молдавии. Заработал на музыкальный центр. Те, кому за 45, меня поймут.
7. Ребенку необходимо давать некоторые средства на карманные расходы. Можно еженедельно, можно раз в месяц. Хорошая идея обсуждать с ним (но не командовать), как он планирует их тратить.
8. В семье должна обсуждаться тема благотворительности. От вопросов – “подать ли бабушке, просящей милостыню”, до “куда деть одежду, из которой вырос ребенок”. Не забывайте - это ЕГО одежда. И его голос по теме - выставить ли одежду в комиссионке или отдать её бедным - также важен, как и ваш. Это и воспитание неравнодушия, и приобщение к мукам поиска альтернатив.
9. Желательно, чтобы тема крупных покупок семьи обсуждалась вместе с ребенком. Он должен чувствовать себя активным участником процесса.
Помню, к примеру, такую историю у друзей. Бабушка решила построить дачу. Поделилась с внуком - как это будет финансово непросто. Что вы думаете? Он через неделю с гордым видом выложил ей 5000 рублей. Сказал – хочет внести свою долю. На её вопрос “где взял?”, выяснилось – заработал. Нашел в своих игрушках какую-то ерунду с дня рождения, пошел во двор. Устроил аукцион! А товарищу, на минуту, 9 лет.
Тема финансовой грамотности настолько объемна, что можно было бы написать здесь целый учебник. Я же постараюсь уложиться, максимум, в 15 пунктов. Продолжим завтра. Пора и мне подумать, не забыли ли мы купить чего-нибудь к школе
Профиль автора в соцсети: https://www.facebook.com/evgene.kogan
обсуждение