При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Для России самый лучший сценарий в недалеком будущем - «диктатура развития».
Вероятность - 30 - 40%. Если начинать с прав человека, то при первых выборах - всё туда же. Как в начале 1990-х.
Диктатура развития – общество / государство с высочайшей концентрацией власти, которая полностью (или во многом) подчинила свою деятельность задачам экономического и социального развития. «Из грязи в князи».
Примеры – СССР 1920-х, Испания 1960-х, Тайвань конца 1940-х – начала 1980-х, Южная Корея 1960-х – начала 1980-х, Сингапур, 1960-е – 1980-е, Китай конца 1970-х – 2020-е.
Характерные черты:
1) Сверхконцентрация власти, ограничения свобод. Политическая либерализация, как правило, начинается через несколько десятилетий. Жесткие вертикали. Например, в случае Тайваня – «один лидер – одна партия – одно государство».
2) Цели – сверхбыстрый рост, технологическая модернизация, рост ожидаемой продолжительности жизни, качество жизни. Плюс обороноспособность. Плюс конкурентоспособность в мире. Эти цели, действительно, являются главными, не на словах, а на деле. Именно им подчиняется экономическая и социальная политика, любое решение, любое действие властей.
3) Лидер глубоко привержен достижению этих целей. Например, в случае Тайваня (Чан Кайши) – огромное личное желание построить образцовую экономику как модель для всего Китая, доказать свое превосходство, получить «второй шанс» после потери власти на материковом Китае в конце 1940-х гг.
4) Несовершенные институты. Отсутствие реальной защиты права собственности, независимого суда, независимой прессы. Расширенные силовые структуры. Монополия на власть одной идеологии, преследование инакомыслия.
Что есть – то есть. Так было.
5) Репрессивное право / правоприменение, исключающие любую децентрализацию, идущую «снизу». Например, в случае Тайваня, действие в течение трех десятилетий чрезвычайных законов, военного положения, введенных в конце 1940-х гг.
6) Власть технократии (группа наиболее способных и образованных специалистов + привлекаемые ими выдающиеся консультанты, инвесторы, менеджеры, имеющие иностранное гражданство, но «отечественные» корни). В случае Тайваня «привлекаемые» - американцы, имеющие китайское происхождение.
7) Авторы «экономического чуда», занимающие высшие позиции в истэблишменте, пользующиеся полной поддержкой тех, в чьих руках сосредоточена вся власть. Либо имеющие эту власть. Как правило, уникальные судьбы, характеры, таланты, образование.
8) «Экономика развития» (development economics) как идеология хозяйственной жизни. Это – особенный раздел экономической теории и практики. К экономике «на бегу», находящуюся на стадии «быстрого роста» и модернизации, могут быть не применимы идеи и теории, которые используются для регулирования экономик, находящихся в стабилизированном состоянии, являющихся более зрелыми.
Проще говоря, нельзя находясь в Москве, Астане, Минске или Ташкенте, управлять экономикой так, как будто сидишь в Вашингтоне, Лондоне или Париже.
9) «Государство развития». Государство, в котором вся политика, образ мышления, деятельность подчинены развитию. «Правительство развития», «центральный банк развития», «министерство финансов развития» и т.п.
10) «Экономика развития». Экономика, пронизанная стимулами, находящаяся на стадии быстрого роста («на бегу»). Максимум стимулов. Максимум поощрения инвестиций. Параметры такой экономики, пример «формулы быстрого роста» см. выше, в Части VI.
11) Администрация развития. Группа специалистов или обособленное ведомство, которое полностью сконцентрировано на задачах развития и пользуется особенной поддержкой и доверием у высшей власти. Рядом с правительством, перегруженным текущими функциями и часто не способным сосредоточиться на перспективах.
12) Смешанная экономика, в которой высокую роль играет государство (госсектор, бюджетные инвестиции, крупнейшие строительные проекты в отраслях и инфраструктуре за счет государства, регулирование всего и вся).
13) Взрыв позитивной, теплой энергии народа, среднего и малого бизнеса, его уверенность в будущем, в низких рисках, в том, что всё делается ради того, чтобы каждая семья могла строить для себя – год за годом – всё более лучшие условия жизни.
14) Развитие при сохранении стабильности. Постепенная, очень осторожная экономическая либерализация (с уменьшением роли государства, сокращением регулятивной нагрузки, сбалансированным высвобождением рыночных сил). Она может длиться десятилетиями (пример – Тайвань). В опережение политической либерализации.
Сначала высвобождение экономики при сохранении стабильности, потом на основе роста благосостояния и зрелости экономики – высвобождение в политической и социальной жизни.
Пример – на Тайване сначала три десятилетия экономической либерализации (1950-е – 1980-е), затем – политическая либерализация (с конца 1980-х гг.), которая началась после того, как Тайвань был признан «азиатским тигром», «новой индустриальной страной».
15) Международная поддержка (крайне желательна). Доступ к технологиям, оборудованию, открытые рынки для экспорта – импорта, привлечения капитала (по лозунгу «ласковый теленок всех маток сосет»). Перезагрузка отношений (при необходимости).
16) Разумный изоляционизм, не закрывая экономику (см. Часть VI). Политика здравого смысла (быть «в свою пользу»).
17) Все реформы – популярные. Каждое макроэкономическое решение просчитывается с точки зрения того, какое оно будет иметь влияние на ожидаемую продолжительность жизни в стране и качество жизни семей. Должно быть позитивным. Связки «реформа – отъем», «если реформа, то непопулярная» в массовом сознании не существует.
18) Нет – копированию. Нет – подражанию. Но – знание и учет международной практики создания сверхбыстрых экономик. Разогнать экономику до высоких скоростей – техническая, проектная задача. Есть известные технологии, как это сделать. Дело умелого макроэкономического инжиниринга. Но вместе с тем, должны полностью учитываться особенности страны: традиции, культура, модели массового поведения, что происходит с населением, состояние ресурсов, основной капитал, текущая экономическая и социальная ситуация, тренды, которые нужно переломить или поддержать.
19) Как и в любом антикризисном менеджменте, должны быть идеи – умные идеи, что делать, к чему стремиться в первую – десятую очередь, что дает наиболее высокие конкурентные преимущества – сейчас и потом, какой должна быть экономика страны – через 5, 10, 15 и т.п. лет, какими средствами это должно достигаться.
«Экономическое чудо» (его смогли совершить 15 – 20 стран после второй мировой войны) – это не только технологическая задача, но еще и искусство макроэкономического инжиниринга.
Торжество талантливых и умных спецов.
Пусть оно обязательно будет в России.
Telegram канал автора: https://t.me/s/ymirkin
обсуждение