При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Следуя примеру банков и других игроков финансового рынка, страховщики жизни постепенно формируют вокруг своих продуктов экосистемы. Дополнительные сервисы являются одним из драйверов рынка и позволяют держать конкурентную оборону.
Цифровизация и высокий темп жизни привели к тому, что у людей появилась потребность получать услуги по принципу «одного окна». Потребность переросла в привычку, и вот уже мы не едем в гипермаркет за продуктами, а заказываем их в том же приложении, где покупаем детские игрушки и товары для автомобиля. То же самое происходит на финансовом рынке – платформа банка интересна уже не только сама по себе, но и своими сопутствующими сервисами. Переводя деньги знакомому в банковском приложении, мы можем заодно купить продукты и лекарства, заказать цветы и забронировать столик в ресторане. Не говоря уже об оплате коммунальных услуг, налогов и штрафов. Согласно исследованию McKinsey, к 2025 году экосистемы принесут 60 трлн долларов дохода, что составит треть всех мировых продаж.
Страховые компании тоже включились в процесс под названием «Построй экосистему». В первую очередь это направление заинтересовало страховщиков жизни, и вот почему. Страхование жизни – долгосрочный продукт, и компании очень важно на протяжении всего срока действия полиса не терять взаимодействия с клиентом. Это залог его удовлетворенности и его желания в дальнейшем продлить договор страхования. Кроме того, полисы добровольного страхования жизни – это пока единственный страховой продукт, который дает возможность претендовать на налоговый вычет. Это естественным образом повлекло за собой появление сервисов юридической и налоговой поддержки. Все начиналось с того, что с их помощью клиенты могли получать консультацию и оформлять документы для налогового вычета. Затем идея получила логическое продолжение, и владельцы полисов обрели возможность консультироваться с юристом по другим вопросам.
В дальнейшем экосистемы стали предлагать все новые и новые опции. Приобретая полис НСЖ или ИСЖ, клиенты уже сейчас нередко получают доступ к дополнительным медицинским опциям – программам чек-ап, телемедицине и другим подобным услугам. Это дает возможность обнаруживать возможные отклонения здоровья на ранней стадии, проходить консультации у ведущих специалистов круглосуточно в режиме 24/7, получать «второе мнение» относительно поставленных диагнозов и назначенного лечения. А во время пандемии особенно востребованной стала опция психологической поддержки. Таких бонусов не предполагают ни банковские вклады, ни инвестиции на фондовом рынке. Это становится для многих потребителей решающим аргументом за использование именно страховых инструментов инвестирования и накопления. Как считают в Банке России, повышение внимания населения к своему здоровью может внести позитивный вклад в рост страхования жизни в 2021 году.
Кроме того, со стороны игроков рынка было бы логично предоставлять клиентам страхования жизни специальные условия на добровольное медицинское страхование. Подобно тому, как клиент банка, заходя в мобильное приложение, может с существенной скидкой воспользоваться, например, услугами мобильной связи, которые оказывает дочерняя компания банка.
Экосистемы страхования жизни имеют действительно большой потенциал. Пандемия усилила тренд на здоровый образ жизни и внимание людей к состоянию своего организма. Так, спрос на аптечные витаминные добавки только с января по октябрь 2020 года вырос в 2,5 раза. За указанный период россияне потратили на витамины 894 млн рублей против 371 млн рублей годом ранее. Далее, с каждым годом увеличивается число россиян, которые занимаются спортом. По данным РЭУ им. Плеханова, к августу 2020 года около 40% россиян (58,6 млн человек) систематически занимались физической культурой и спортом. В 2008 году среди наших соотечественников таких было почти в 3 раза меньше – около 22 млн человек, по данным РЭУ. Здесь уместно напомнить, что один из показателей нацпроекта «Демография» - увеличение доли регулярно занимающихся спортом граждан до 55% к 2024 году.
Страховые компании могут подхватить тренд на здоровый образ жизни и расширить свое предложение за счет соответствующих продуктов и услуг , например, интегрировать в свои экосистемы маркетплейс услуг и товаров для спорта, где могут быть представлены абонементы в фитнес-клубы и небольшие студии, возможность записи на индивидуальные тренировки, спортивная одежда и обувь, специальное питание и витаминные добавки, новый и подержанный спортивный инвентарь, wellness-услуги. В этих целях страховщики могут рассмотреть варианты партнерства с действующими игроками рынка – популярными маркетплейсами и агрегаторами объявлений. Отдельного внимания заслуживает идея интеграции в экосистему страхования жизни сервиса онлайн-тренировок. Отклик у клиентов, следящих за своим здоровьем, могут получить «магазин» оздоровительных туров и путешествий в экологически чистые уголки России, а также, к примеру, онлайн-супермаркет органических продуктов.
Эти идеи еще недавно могли показаться откровенно футуристическими, но сегодня конкуренция со стороны крупнейших комплексных сервисов постоянно растет. Поэтому, по какому бы пути ни пошло развитие экосистем страхования жизни, очень важно постоянно придавать им дополнительную ценность. Такой подход может гарантировать долгосрочную лояльность клиентов и рост рынка страхования жизни. В противном случае страховые продукты будут преимущественно становиться частью «чужих» экосистем и постепенно в них растворяться.
обсуждение