При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Продуктовая линейка страховщиков жизни претерпевает серьезную качественную трансформацию. Причиной тому стали как новые экономические условия, так и регуляторные изменения.
В первом квартале этого года сборы страховых компаний в сегменте страхования жизни продемонстрировали разнонаправленную динамику. Если в целом объемы рынка сократились, то в ряде сегментов страховые премии, напротив, выросли, по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Согласно данным ВСС, совокупные страховые взносы за январь-март составили 104,1 млрд рублей, что на 9,9% ниже, чем в первом квартале прошлого года. Ожидаемо скорректировались собранные премии в сегменте кредитного страхования жизни заёмщиков (-10,5%) и инвестиционного страхования жизни (-34,4%). При этом накопительное страхование жизни прибавило 20%, а прочие виды страхования выросли на 4,8%.
Однако отмечу, что дальнейшая судьба рынка будет полностью зависеть от того, как быстро страховщики смогут трансформировать существующую продуктовую линейку, «попасть» в клиента и его запросы, тем самым удержать спрос. Основной вопрос на сегодня заключается не в том, нужна ли рынку эта трансформация (она уже идёт полным ходом), а в том, как быстро страховщики смогут её осуществить.
Повлиять на страхование жизни заёмщиков, на долю которого приходится пятая часть всех премий, компании не в состоянии. Этот сегмент будет восстанавливаться вслед за дальнейшим снижением ключевой ставки, удешевлением кредитов и ростом объемов их выдачи.
К значительной же трансформации продуктов с инвестиционной составляющей отрасль подталкивают не только изменившиеся экономические условия, но и серьезные новации в регулировании. В марте этого года вступило в силу указание Банка России 5968-У, что в свою очередь стало новым стандартом рынка страхования жизни, в части накопительного и инвестиционного страхования. Внедренный стандарт приводит продуктовые линейки к четким регуляторным требованиям, направленным в первую очередь на увеличение клиентской ценности продуктов.
Самые кардинальные изменения коснулись продуктовой линейки в ИСЖ так как подавляющее большинство использовавшихся ранее инвестиционных стратегий и инструментов в данный момент находятся под давлением либо недоступны. Страховщики продолжают «адаптировать» свои продукты, ориентируясь в первую очередь на российский фондовый рынок, то есть предоставляя возможность сохранить и приумножить вложенные средства вне зависимости от международной политики. Опять же, свою роль в этом играет изменившееся регулирование. В упомянутом указании ЦБ строго ограничен перечень базовых активов для инвестирования в рамках ИСЖ. Это акции, торгующиеся на российских биржах, определенные биржевые индексы, утвержденные регулятором, ставки и некоторые другие активы.
На текущий момент российский рынок обладает достаточным потенциалом, чтобы показывать рост на среднесрочной и долгосрочной перспективе. Даже с учетом существующего давления, в настоящее время имеется тренд к росту российского фондового рынка. Стоит отметить, что текущие уровни рынка можно оценить, как оптимальную точку входа в договоры ИСЖ.
Что касается программ НСЖ, то они сейчас обеспечивают 100% возврат всех накопленных взносов при дожитии, чего не было раньше. Страховщики, в зависимости от рискового покрытия, могли выплачивать по дожитию меньшую сумму, нежели внес клиент. Теперь, уже регуляторно, внедрены коэффициенты выплат по смерти по любой причине, а перечень исключений не может расширяться по решению того или иного страховщика. То есть компания не сможет отказать в выплате, основываясь на собственных правилах.
Отдельным трендом в сегменте продуктов НСЖ стал рост доходности страховых продуктов. Подчеркну – доходности гарантированной, четко зафиксированной в договоре. В ряде случаев, в зависимости от выбранной программы она вернулась к двузначным значениям, при этом, в отличие от банков, которые предлагали и предлагают повышенные проценты по депозитам лишь на короткие сроки (максимум полгода), в НСЖ привлекательные ставки можно зафиксировать на гораздо более длительное время. Кроме того, клиентам стала доступна бОльшая вариативность сроков, рискового наполнения и минимальных сумм страховых взносов. Условия программ позволяют осуществлять финансовое планирование и на коротком отрезке времени, что особенно актуально в нынешней ситуации, особенно для тех клиентов, которые впервые знакомятся с накопительными программами страхования.
Клиенту по-прежнему доступны дополнительные сервисы, ставшие уже привычным дополнением к полисам. Наиболее популярные из них – это ежегодный социальный налоговый вычет, позволяющий вернуть 13% от суммы страховых взносов (но не более 15 600 руб./год) и медицинские сервисы (телемедицина или регулярный «чекап» здоровья), ценность которых заметно возрастает на фоне растущей медицинской инфляции.
Главным драйвером роста рынка страхования жизни в 2022 году будет именно НСЖ. На мой взгляд, объем сборов в этом сегменте будет увеличиваться, а его доля будет продолжать расти. Новые модификации продуктов значительно повышают их клиентскую ценность, что обуславливает их осознанный выбор потребителями. Нет никаких сомнений что лидерство продуктов, реализованных от запроса потребителей – неизбежно.
обсуждение