При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Страхование жизни прошло разные этапы развития – от «схематоза» к кредитному страхованию, а затем к ИСЖ как к основному драйверу рынка. Каким станет следующая ступень эволюции «жизни»?
Страхование жизни последние годы является драйвером роста всего страхового рынка. И сегодня по продуктам, уровню спроса и сервису страхование жизни в России не уступает западным, изначально более развитым рынкам. Однако в своей истории страхование жизни переживало различные времена. Изначально, вообще, россияне гораздо более охотно страховали «железки» - автомобили и дома, чем жизнь. Скептическое отношение к страхованию жизни было вызвано негативным имиджем страховщиков в целом, невыплатами, непрозрачностью страховых программ.
Долгое время «жизнь» оставалась аутсайдером рынка, в начале 2000-ых в этом сегменте получили распространение налоговые схемы: некоторые работодатели через страхование жизни выводили более 50% серых зарплат.
Позже, в 2007-2010 гг. развивалось квазистрахование жизни, которое было исключительно кредитным, своего рода «довеском» к ипотечным и автокредитам. С одной стороны, это подпитало развитие «белого» сегмента страхования жизни, с другой, привязка к кредитам создала сильную зависимость страховщиков жизни от банков. Это позволило банкам устанавливать экстремально высокие комиссии, доходящие до 80%. Такое комиссионное вознаграждение было экономически неоправданно, однако банки могли так делать - их канал продаж в сегменте был доминирующим. Для банков, «зашивающих» страховку в кредит, это был квазипроцентный (а не комиссионный, как должно быть) доход, такой дополнительный процент к кредиту. Позже ЦБ ввел для банков обязательство раскрывать полную стоимость кредита со всеми комиссиями (ПСК), развернулась борьба с аффилированными связками «банки-страховщики», и проблема квазикредитного страхования и завышенных комиссий стала потихоньку уходить.
С 2015 года начался рост классического страхования жизни, накопительных и особенно инвестиционных программ (ИСЖ). «Жизнь» стала лидером рынка по объему собранной премии, по динамике. Сегодня на страхование жизни приходится порядка 20% всех сборов, кроме того, оно показывает уже третий год темпы прироста не менее 40%.
Но есть свои «подводные камни». Страхование жизни получило столь бурное развитие опять-таки благодаря банковскому каналу. На него приходится порядка 90% продаж полисов в сегменте, и банковские менеджеры практически отговаривают пролонгировать депозиты, предлагая их заменить ИСЖ. Банки замотивированы таким образом, потому что на текущий момент у них сложилась избыточная ликвидность, которую при невысоком аппетите к кредитованию просто некуда девать.
Конечно, спасибо банкам – благодаря им рынок страхования жизни стал объемным и зрелым, на нем представлены и развиваются все виды страхования, комиссии стали рыночными (порядка 20%)! Но это не бесконечный этап. Больше того, насколько быстро банки привели к скачку спроса на страхование жизни, столь быстро они могут «обрушить» рынок. Мисселинг, о котором сегодня много говорят (некорректное объяснение условий продукта), может лишь несущественно сбавить спрос. Гораздо больший удар могут нанести банки, просто прекратив продавать ИСЖ и делая упор на собственные депозиты.
Чтобы сохранить здоровую структуру рынка и темпы роста, а также чтобы избавиться от чрезмерной зависимости от банков, страховым компаниям нужно делать упор на цифровизацию продуктов и сервиса. С одной стороны, онлайн «ложится», в основном, на коробочные продукты, но только в части продажи. В страховании жизни весь цикл взаимодействия «страховщик-клиент» можно целиком вывести в смартфон.
Цифровизация может стать естественным драйвером развития рынка, потому что привлечет массу миллениалов, для которых коммуникация онлайн – неотъемлемая часть жизни. Миллениалы, как показывают опросы, меньше полагаются на государственную систему пенсионного обеспечения и считают, что необходимы личные накопления и страховые программы. По подсчетам AT Kearney, в 2016 году миллениалы составляли 27%, или около 2 млрд человек земли, то есть это объемный клиентский пласт. У ИСЖ здесь есть потенциал роста спроса, сегодня программы ИСЖ уже отлично «упакованы» под запросы миллениалов (в смартфоне, например, можно следить за доходностью).
Развитие отрасли ускорят и другие цифровые решения, и гаджеты. Например, уже получили распространение трекеры, измеряющие показатели здоровья человека. В России был принят закон о телемедицине, позволяющий проводить дистанционно медицинские консультации, делать назначения и выписывать рецепты. Будет создана Единая информационная система в сфере здравоохранения, которая станет базой медицинских данных населения. Страховые компании с помощью телемедицины смогут снизить тарифы на ДМС и страхование жизни, что еще расширит круг клиентов.
Таким образом, закрывая многие важные потребительские потребности, в том числе, клиентов-миллениалов, страхование жизни может еще несколько лет стабильно расти.
обсуждение