При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Следующий медвежий рынок случится неизбежно. Вопрос в том, насколько он будет долгим и глубоким, учитывая нынешнюю переоценку на фоне перманентного роста последнего десятилетия?
Медведи: большие и маленькие
Самый длинный медвежий рынок начался, когда акции были гораздо менее переоценены, чем в начале самого короткого медвежьего рынка. Речь идёт о медвежьих рынках, которые начались в сентябре 1939 года и в июле 1998 года, – согласно данным Ned Davis Research. Первый длился почти три года, в то время как второй длился менее двух месяцев.
В начале этого самого продолжительного медвежьего рынка циклически скорректированное соотношение цены к прибыли, или CAPE, составляло 16,45. Это ниже долгосрочного среднего значения коэффициента CAPE. По состоянию на 9 июля 2021 года CAPE по индексу S&P-500 составил 37,98.
Коэффициент CAPE (Cyclically Adjusted PE Ratio) отличается от обычного коэффициента P/E тем, что прибыль компании или всего рынка берется при его расчетах не за год, а в среднем за последние десять лет. Автором этого показателя считается знаменитый Роберт Шиллер, нобелевский лауреат.
В начале самого короткого медвежьего рынка, напротив, коэффициент CAPE был более чем в два раза выше – 38,3. Это значение было выше, чем все предыдущие значения до 1871 года, согласно данным Шиллера. И все же последовавший за этим медвежий рынок длился менее двух месяцев.
Чем дешевле акции, тем длиннее медвежий рынок?
– Каждый из семи других хорошо известных показателей, которые я изучал, были одинаково ненадежными. Эти семь, каждый из которых сам по себе имеет впечатляющие показатели долгосрочного прогнозирования и о которых я писал ранее, - это соотношение цены к прибыли, цены к продажам и цены к балансовой стоимости, дивидендная доходность, показатель Баффетта, коэффициент Q (рассчитывается путем деления рыночной стоимости на восстановительную стоимость корпоративных активов) и распределение капитала среднего инвестора, – продолжает Марк Халберт, колумнист WSJ и автор Hulbert Ratings.
«Ни один из восьми показателей не подтвердил связь между длительностью медвежьего рынка и его текущей перекупленностью начиная с 1900 года», – Марк Халберт, Hulbert Ratings
Эксперт взял более 30 медвежьих рынков, случившихся, начиная с 1900 года, но ни в одном случае не обнаружил статистически значимой корреляции между средней продолжительностью медвежьего рынка и текущей оценкой. Напротив, более чем в половине случаев медвежьи рынки были длиннее, когда их оценки были ниже, чем в среднем.
«Перспективы посредственные, если не хуже»
Вместе с тем, Марк Халберт не считает, что оценки не имеют значения:
– Каждый из этих восьми показателей исторически статистически значимо коррелировал с последующей доходностью фондового рынка за 10 лет. Универсальное послание состоит в том, что перспективы фондового рынка в течение следующего десятилетия в лучшем случае посредственные, если не намного хуже. Это потому, что все восемь в настоящее время более переоценены, чем, по крайней мере, в 90% случаев в истории американского рынка.
Действительная причина краха 1929 года
Так что же влияет на длительность и глубину медвежьих рынков, если не оценки, задаётся вопросом Халберт и отвечает, что это потеря доверия со стороны инвесторов:
– Предсказание того, когда эта уверенность начнет исчезать, и сколько времени потребуется, прежде чем она сможет быть восстановлена, является в такой же степени вопросом психологии, как и вышеописанные показатели оценки рынка.
Роберт Шиллер в своей книге «Нарративная экономика: как истории становятся вирусными и приводят к крупным экономическим событиям» пришёл к любопытному выводу. Профессор обнаружил, что иногда главная причина рецессии связана не с экономикой, а с «распространенностью и яркостью определенных историй, которые транслируются в обществе».
«Иногда главная причина рецессии связана не с экономикой, а с распространенностью и яркостью определенных историй, которые транслируются в обществе», – Роберт Шиллер, Йельский университет
Профессор приводит в пример историю с «брокерскими кредитами» (торговля с плечом). По его словам, с конца 1920 годов инвесторы стали одержимыми этими историями, что у значительной части общественности вызвало неприятное чувство по поводу фондового рынка и сделало рынок уязвимым для паники.
Шиллер считает, что именно страхи перед торговлей с плечом и стали главной причиной краха 1929 года и последующей Великой Депрессии.
Марк Халберт делает из всего этого следующий вывод:
– Длительность и глубина следующего медвежьего рынка будет связана с психологией инвесторов.
обсуждение