При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
В отчете Oxfam International за 2024 год, озаглавленном «Inequality Inc.», говорится, что человечество находится в начале «десятилетия разделения», поскольку миллиарды людей вынуждены справляться с пандемией, инфляцией и войной, в то время как состояния немногих миллиардеров стремительно растут.
Oxfam International – глобальное общественное движение, которое занимается, в том числе, исследованиями в сфере неравенства, бедности и устойчивого развития. На доклады Oxfam ссылаются спикеры авторитетных международных конференций, посвященных неравенству и борьбе с бедностью по всему миру. В последнем докладе аналитики Oxfam International предрекли появления первого триллионера (человека с состоянием в $1 трлн.) в ближайшее десятилетие.
Глобальный Север против Глобального Юга
На Глобальном Севере сосредоточено 69% всех богатств мира и 74% богатств миллиардеров. Аналитики Oxfam отмечают, что современная концентрация богатства началась с колониализма и эпохи империй и с тех пор «неоколониальные отношения с Глобальным Югом сохраняются, цементируя экономические дисбалансы и изменяя экономические правила игры в пользу богатых стран».
В докладе отмечается, что «экономики по всему Глобальному Югу ограничены экспортом сырьёвых товаров, от меди до кофе, для использования монополистическими отраслями промышленности на Глобальном Севере, укрепляя «экстрактивистскую модель колониального типа».
Неравенство внутри богатых стран также заметно усилилось в последнее время – положение маргинализированных групп населения ухудшилось, что породило конкурирующий этнопопулизм и порочную политику самоидентификации. Состояние пяти крупнейших миллиардеров удвоилось с 2020 года.
В 70% крупнейших корпораций мира миллиардеры являются основными акционерами или руководителями. Капитализация данных корпораций превышает $10 трлн., что превышает общий объем ВВП Латинской Америки и Африки. 1% крупнейших миллиардеров владеют 43% финансовых активов по всему миру – половина в Азии, 48% на Ближнем Востоке и 47% в Европе.
В период с середины 2022 по середину 2023 года 148 крупнейших корпораций мира получили прибыль в размере $1,8 трлн. Между тем, 82% прибыли 96 крупных корпораций достались акционерам в виде обратного выкупа акций и дивидендов.
Только 0,4% крупнейших компаний мира согласились выплачивать минимальную заработную плату тем, кто вносит свой вклад в их прибыль. А бедная половина мира заработала всего 8,5% мировой прибыли в 2022 году.
Всадники Неравенства: инфляция, стрессы
Заработная плата почти 800 млн. работников не поспевает за инфляцией. В 2022 и 2023 годах состояние эти работников девальвировалось на $1,5 трлн., что эквивалентно в среднем 25 дням потери заработной платы на одного работника.
В дополнение к неравенству доходов, в Отчете Oxfam за 2024 год отмечается, что работники сталкиваются с растущими проблемами из-за стрессовых условий на рабочем месте.
Разрыв между доходами сверхбогатых и трудящихся настолько огромен, что женщине-медицинскому или социальному работнику потребовалось бы 1200 лет, чтобы заработать столько, сколько ежегодно зарабатывает генеральный директор компании из списка Fortune 100.
Помимо снижения заработной платы женщин, неоплачиваемая работа по уходу за ребёнком ежегодно субсидирует мировую экономику по меньшей мере на $10,8 трлн., что в три раза превышает капитализацию технологической индустрии.
Монополизм укрепляет неравенство
В докладе Oxfam отмечается, что монополизм усугубил мировое неравенство. Несколько корпораций влияют и даже контролируют национальные экономики, правительства, законы и политику в своих собственных интересах.
Исследование Международного валютного фонда (МВФ) показало, что монопольная власть ответственна за 76% падения доли рабочей силы в доходах обрабатывающей промышленности США.
В период с 1995 по 2015 годы 60 фармацевтических компаний объединились в десять крупных фармацевтических гигантов. Хотя инновации обычно субсидируются из государственных средств, фармацевтические монополии безнаказанно взвинчивают цены.
Фискальная субординация
Корпорации увеличили свою стоимость благодаря «продолжительной и высокоэффективной войне с налогообложением, лишая общество важнейших ресурсов», отмечают аналитики. По мере того, как многие корпорации увеличивали свои прибыли, средняя ставка корпоративного налога снизилась с 23% до 17% в период с 1975 по 2019 годы. Между тем, только в 2022 году около $1 трлн. поступило в налоговые оффшоры.
Конечно, снижение ставок корпоративного налога также связано с «более широкой неолиберальной повесткой дня, продвигаемой корпорациями и их богатыми владельцами, часто вместе со странами Глобального Севера и международными институтами, такими как Всемирный банк».
Между тем, давление в пользу жесткой бюджетной экономии усилилось, поскольку налоговые поступления правительства относительно снижались на протяжении десятилетий. Высокий государственный долг из-за уклонения корпораций от уплаты налогов усугубили политику жесткой экономии.
Недостаточное финансирование государственных услуг негативно сказалось на потребителях и работниках, особенно на здравоохранении и социальной защите. Более высокие процентные ставки усугубили долговые кризисы в развивающихся странах.
Поскольку правительства финансово ограничены в поддержании государственных услуг, сторонники приватизации стали более влиятельными, получая больший контроль над государственными ресурсами различными способами.
Частные корпорации получают прибыль от продажи государственных активов со скидками, государственно-частного партнерства и государственных контрактов на реализацию государственной политики и программ.
обсуждение