При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Западные страны ввели беспрецедентно жёсткие антироссийские санкции, призванные нанести разрушительный ущерб экономике страны, и некоторые аналитики предполагают, что это может увенчаться успехом.
Крупнейшие экономики стран «Большой семерки» (G7) ввели беспрецедентные карательные санкции против Центрального банка Российской Федерации наряду с широкомасштабными мерами против олигархов и чиновников страны, включая президента России Владимира Путина.
Ключевые российские банки были исключены из международной платежной системы SWIFT.
Санкции, объявленные США в минувшие выходные, также коснулись Фонда национального благосостояния (ФНБ) и Министерства финансов Российской Федерации.
Санкции также фактически запрещают западным инвесторам вести дела с центральным банком и замораживают его зарубежные активы, огромные резервы иностранной валюты, которые Банк России использовал в качестве буфера против обесценивания местных активов.
В ходе последних репрессивных мер, направленных против Москвы, президент США Джо Байден объявил во вторник о закрытии воздушного пространства для российских самолетов после аналогичных действий со стороны ЕС и Канады.
Министр финансов Франции Бруно Ле Мэр во вторник заявил французской радиостанции, что целью последнего раунда санкций было «вызвать крах российской экономики».
ЦБ РФ в понедельник более чем удвоил ключевую процентную ставку страны с 9,5% до 20% в попытке ограничить последствия, но аналитики считают, что решение о замораживании валютных резервов является ключом к блокированию его способности стабилизировать российскую экономику.
Шведский экономист и бывший старший научный сотрудник Атлантического совета Андерс Аслунд (Anders Aslund) написал в Твиттере в среду, что западные санкции фактически «уничтожили российские финансы за один день».
«Ситуация, скорее всего, станет хуже, чем в 1998 году, потому что сейчас нет положительного исхода. Все российские рынки капитала, похоже, уничтожены, и вряд ли они вернутся благодаря чему-то меньшему, чем глубокие реформы», — добавил он.
«Если раньше ЦБ мог полагаться на свои резервы, чтобы сгладить любую временную волатильность рубля, то теперь он не может этого делать. Вместо этого ему потребуется скорректировать ставки и другие нерыночные меры для стабилизации рубля», — сказал Клеменс Графе (Clemens Grafe), главный экономист Goldman Sachs по России.
«Ограничить волатильность рубля без адекватных резервов сложнее, а рубль уже распродан, что имеет последствия для инфляции и ставок», - добавил он.
Goldman Sachs повысил свой прогноз по инфляции в России на конец года до 17% в годовом исчислении с предыдущего прогноза в 5%, при этом риски смещены в сторону повышения, учитывая, что рубль может продолжить дешеветь или ЦБ может быть вынужден повышать ставки чаще и больше, чтобы сохранить стабильность.
Ожидается, что экономический рост также сильно пострадает, и Goldman Sachs снизил свой прогноз по темпам роста ВВП на 2022 год с 2% до, предположительно, -7% в годовом исчислении.
«Финансовые условия ужесточились до уровня 2014 года, и поэтому мы считаем, что внутренний спрос сократится на 10% [в годовом исчислении] или чуть больше», — сказал экономист.
«Хотя экспорт, в принципе, пока существенно не ограничен санкциями, мы ожидаем, что он сократится на 5% в годовом исчислении из-за физического нарушения экспорта через черноморские порты, которые играют важную роль для экспорта навалочных грузов, и риска санкций, сокращающих другой экспорт», - считает Графе.
Этот масштаб снижения аналогичен падению на 7,5% во время финансового кризиса 2008-2009 годов и сокращению на 6,8% во время финансового кризиса в России в 1998 году.
«Усиление западных санкций, наряду с ужесточением финансовых условий и перспективой банковского кризиса, означает, что российская экономика, вероятно, испытает резкое сокращение в этом году», — сказал Лиам Пич (Liam Peach), экономист Capital Economics по развивающимся рынкам.
Хотя перспективы остаются весьма неопределенными, базовый прогноз Capital Economics предполагает сокращение ВВП России в 2022 году на 5% по сравнению с предыдущим прогнозом роста на 2,5%, а годовая инфляция достигнет 15% этим летом.
Пич предположил, что наихудший сценарий для России с точки зрения международных санкций будет включать ограничения на потоки нефти и газа, которые составляют около половины всего экспорта товаров и треть государственных доходов.
«Их ограничение также перекроет ключевой источник долларовых доходов энергетических компаний, имеющих валютные долги, и, возможно, вызовет гораздо более серьезный финансовый кризис в России», — добавил он.
Стивен Белл (Steven Bell), главный экономист BMO Global Asset Management, сказал, что Россия сейчас сталкивается с «серьезным финансовым кризисом», при этом роль Китая становится для Москвы все более важной из-за его спроса на сырье и энергию.
«Россия также перевела большую часть своих валютных резервов в китайскую валюту и переключила свои платежные системы на китайские банки. Китай может стать опорой для способности России поддерживать конфликт», — добавил Белл.
Пока никаких санкций в отношении российского экспорта нет, а исключения SWIFT нацелены на конкретные банки, чтобы позволить продолжать обработку экспортных платежей. Графе из Goldman Sachs предположил, что это может продолжаться недолго.
«Готовность G7 нести расходы растет, и в конечном итоге это может означать, что ограничение российского экспорта и принятие более высоких цен на сырьевые товары могут стать политически осуществимыми», — сказал он.
Основным препятствием для России является ее неспособность использовать свои валютные резервы для обеспечения курса рубля, но Графе предположил, что это можно преодолеть, изменив базовую валюту рубля на китайский юань вместо доллара США.
«Это также позволит ЦБ РФ и Министерству финансов придерживаться своего бюджетного правила, которое направляет избыточные бюджетные сбережения из-за более высоких цен на нефть в иностранные активы», — сказал он.
Однако создание кросс-валютного рынка потребует полного сотрудничества со стороны Пекина, что Goldman Sachs считает маловероятным, учитывая риск вторичных санкций для Китая за помощь России в обход западных санкций.
Банковский регулятор Китая в среду заявил, что страна выступает против финансовых санкций против России и не присоединится к ним. Министерство иностранных дел Китая до сих пор отказывается называть военную спецоперацию на территории Украины вторжением, вместо этого продвигая дипломатию и переговоры.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- The West is trying to destroy Russia’s economy. And analysts think it could succeed (CNBC)
обсуждение