При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Банк России готовит ряд мер по ужесточению регулирования инвестиционного страхования жизни (ИСЖ) для борьбы с некорректными продажами, при этом в качестве крайней меры рассматривается возможность запрета продажи ряда инвестиционных продуктов банками-агентами. Об этом говорится в концепции по совершенствованию регулирования ИСЖ, опубликованной Банком России во вторник.
Необходимость ужесточения регулирования вызвана массовыми фактами применения посредниками страховщиков, продающих полисы ИСЖ, "недобросовестной практики взаимодействия с потребителями при продажах ИСЖ на фоне низкого уровня финансовой грамотности граждан и непонимания ими природы ИСЖ", говорится в документе.
Доля жалоб потребителей на ИСЖ в 2018 году в общем числе жалоб в ЦБ выросла более чем в два раза. При этом ИСЖ - самый быстрорастущий сегмент финансового рынка (сборы по ИСЖ выросли в I полугодии 2018 года на 65%, до 138 млрд руб.) 90% продаж ИСЖ идет через банки, которые продают продукт в качестве потенциально более доходной альтернативы депозитам. При этом, как отмечает регулятор, клиентов недостаточно информируют о рисках ИСЖ - отсутствии гарантий доходности (фактическая средняя доходность, по данным ЦБ, по завершившимся полисам составила 2,4-3,3%, при этом клиентам обещали ожидаемую доходность на уровне 10-20%), о невозможности досрочно забрать деньги из ИСЖ без потерь и об отсутствии гарантий АСВ, констатировал ЦБ.
Кроме того, агрессивным продажам банками ИСЖ способствует размер комиссий, которые получает банк - в среднем она составляет 8%, может достигать 12-13%. При этом законодательно уровень комиссии не ограничен и зависит от договоренностей страховщика и банка-партнера, отмечает ЦБ.
Как следует из концепции, в качестве одной из мер Банк России рассматривает возможность введения "законодательного запрета на предложение (продажу) отдельных финансовых инструментов, включая ИСЖ, третьими лицами, действующими в качестве агентов финансовых организаций". "Это крайняя степень реагирования, которая не исключается, в случае если все остальные меры, связанные с правилами продаж инструментов, с раскрытием информации не приведут к должному росту удовлетворенности потребителя качеством оказываемой услуги, и самое главное - понимания того, что они покупают", - пояснил журналистам глава службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута.
Подобные ИСЖ проблемы некорректных продаж банков есть и с другими финансовыми продуктами: "люди покупают векселя, уверенные, что они покупают вклад", привел пример Мамута. "Сам по себе вопрос, что можно продавать через массовые агентские сети, он стоит, он должен быть должным образом урегулирован - или через правила правила продаж, четкое описание того, как должен продаваться этот инструмент, или в некоторых случаях, особо критичных, может быть и запрет", - заключил он.
обсуждение