При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Дмитрий Дригайло, председатель оргкомитета конкурса региональной финансовой журналистики «Рублевая зона» рассказал порталу Finversia.ru о том, как родилась его идея, как обстоят дела с финансовой грамотностью самих журналистов, как менялась повестка дня, судя по журналистским статьям и что делать с журналистами-«звёздами».
- Дмитрий, несмотря на то, что региональный конкурс финансовой журналистики «Рублёвая зона» проходит далеко не первый год, давайте начнём с вопроса о том, как появилась идея его создания, почему появилась необходимость в проведении подобного мероприятия?
- Идея конкурса возникла еще в 2014 году. Мы много лет знакомы с нынешним председателем экспертного совета конкурса Анатолием Гавриленко. Когда он узнал, что я ушел из журналистики на сторону бизнеса, он покачал головой, поцокал языком и сказал: «Ну, Дима, теперь тебе сам Бог велел поучаствовать в деле финансовой грамотности, поскольку ты работаешь на сложном рынке (форекс, - прим. ред.)». Как раз тогда повышение уровня финансовой грамотности было очень модной темой.
- Она и сейчас модная…
- Сейчас она в большей степени ушла в регионы, а тогда она была очень модной в Москве. Это была «вкусная» история, но федеральных проектов, которые бы делал бизнес, на тот момент практически не было. В основном это были государственные инвестиции.
Вдобавок «почил смертью храбрых» единственный на тот момент конкурс финансовой журналистики – «Медиа-капитал». То есть, этого формата просто не существовало. Для меня было очевидно, что его надо как-то воскрешать. Пообщался с коллегами. В том числе, с Андреем Лапшовым, президентом компании Insiders. В разговоре и возникла идея конкурса «Рублевая зона». Причем, если «Медиа-капитал» был конкурсом федеральным, и на нем первые места, как правило, брали Москва и Санкт-Петербург (в силу понятных причин), то мы решили делать именно региональный конкурс, в котором правилами будет запрещено участие столичных журналистов. Кроме того, само мероприятие не должно проходить на площадках Москвы и Санкт-Петербурга.
И эта история, что называется, «взлетела»! Из года в год расширяется количество участвующих регионов, растет количество заявок, увеличивается палитра СМИ.
- Можно сказать, что к настоящему моменту вы «накрыли» конкурсом всю страну?
- Пока что не совсем. Из 83 регионов страны мы (в последнюю, весеннюю сессию конкурса) получили заявки из 71 региона.
- Возвращаясь к идее конкурса: как она возникла вы рассказали, но ради чего это было затеяно? Социальная ответственность бизнеса?
- Не только. Хотелось организовать площадку, на которой можно было бы создать журналистское коммьюнити. Чтобы журналисты из разных регионов обменивались контактами, становились друг для друга источниками информации о происходящем в том или ином регионе. Кроме того, бизнесу и власти этот форум позволяет понять, в каком состоянии находится финансовая журналистика, кто в ней, условно говоря, «живой», с кем можно взаимодействовать в регионах. Ведь кадры в журналистике меняются очень быстро: кто-то переезжает, кто-то уходит из этой профессии, СМИ появляются и исчезают. Одновременно и журналисты, приезжающие на конкурс, получают доступ к представителям власти, госорганов того региона, где проходит мероприятие.
Именно поэтому для нас было критически важно добиваться поддержки конкурса региональными администрациями. В первую очередь, тех городов и областей, в которых непосредственно проходят мероприятия. В 2015 году это были Сочи и Казань, в 2016 – Калининград и Нижний Новгород, в 2017 – Воронеж и Екатеринбург. В этом году весенняя сессия прошла в Красноярке, а город осенней сессии мы пока не определили.
- Вы не только организатор конкурса, но и входите в его экспертный совет. Соответственно, имеете возможность видеть заявки, материалы, присылаемые для участия в конкурсе. Не могу не спросить – как обстоят дела с финансовой грамотностью региональных журналистов? Растёт она от года к году?
- Действительно, это важный вопрос. Отвечу так: да, мы наблюдаем рост. Предвосхищая следующий вопрос – за счет чего он происходит, скажу, что мы берем количеством. То есть, рост идёт за счет увеличения количества присылаемых материалов. Конечно, уровень этих материалов очень разный. Иногда приходится отказывать в приеме работ просто по формальным признакам (несоответствие условиям конкурса: не та тематика, явная или скрытая реклама, плохой фактчекинг и так далее). Но уровень финансовой грамотности ощутимо вырос за счет тех СМИ, которые ранее не участвовали в конкурсе. Кроме того, отмечу, что заметно поднялся уровень финальных работ (шорт-лист) – тех, которые уже прошли первичный отсев организаторами и были вынесены на суд жюри.
- Интересно было бы узнать, как меняется со временем тематика материалов, присылаемых на конкурс. Наверняка ведь они отражают ключевые проблемы или тренды в экономике страны и её финансовом секторе. Что в этом году стало наиболее острой темой?
- Вы правы, тот или иной тренд очевиден в каждую сессию конкурса, хотя и нельзя сказать, что тематика меняется кардинально. В 2015 году это были санкции и антисанкции, платёжные системы, в 2016 – экономическая рецессия, в 2017 – криптовалюты, криптотехнологии, блокчейн, электронные правительства. В этот раз была очень популярна не столько тема, сколько жанр – многие материалы представляли собой лайфхаки из серии «как не потерять деньги на финансовом рынке», «основные способы мошенничества на финансовом рынке», «советы, как сберегать» и так далее. Получилось, что 2018 год – год лайфхаков.
- То есть, в этом году превалировали как раз материалы по финансовой грамотности?
- Действительно, тема финансовой грамотности наиболее активно звучала именно в последнюю сессию. Конечно, материалы, касающиеся этой темы (в разрезе B2C) были представлены и раньше, но в этом году было больше утилитарных материалов, назовем это так. Хотя, признаюсь, мне такие материалы не очень интересны, но это субъективная оценка, вкусовщина.
- Но вы и не голосуете за номинантов… Какие же материалы ваше внимание привлекают?
- Мне интересно читать расследования. Кстати, в этом году, впервые, совместно с Федеральным общественно-государственным фондом по защите прав вкладчиков и акционеров, который возглавляет Марат Сафиулин, мы учредили новую номинацию «За лучшее журналистское расследование на финансовом рынке». В ней победили два человека: Александр Куршев (телеканал ОТС Новосибирск) и известный томский журналист Андрей Остров, который уже не первый раз побеждает в нашем конкурсе.
- Не первый раз… То есть, на конкурсе сформировалась некая «обойма» журналистов, которые занимают призовые места. А новые имена удается открывать? Такая задача перед конкурсом ставится?
- Нельзя сказать, что мы не открываем новые имена. В каждой номинации у нас по три призовых места – то есть, это около 24-25 человек. И примерно 19-20 из них на каждой сессии конкурса – это как раз новые лица. Поэтому ротация есть. Но она не искусственная. Мы не ограничиваем победителей одного конкурса в участии в следующем. Надо понимать, что в региональной (как и федеральной) журналистики есть «звезды». Они просто сильнее остальных, «собаку съели» на этих темах. И мы вынуждены (по-хорошему) этих журналистов каждый раз отмечать.
Но у нас, конечно, есть и свои способы ротации. Например, отдав в этом году Андрею Острову гран-при «Акула финансовой журналистики» и, как уже сказал выше, победу в номинации «За лучшее расследование на финансовом рынке», мы предложили ему перейти «в высшую лигу» - стать членом жюри конкурса. Причем, это не первый такой пример. До этого в состав жюри вошли очень сильные журналисты их Краснодара, Уфы, Калуги, Улан-Удэ.
- Каким образом вы, вообще, формируете жюри и экспертный совет?
- В России сильное экономическое экспертное сообщество. И в финансовых властях, и в профильных организациях рынка (различные ассоциации и саморегулируемые организации). Поэтому от каждой из этих индустрий было бы полезно делегировать своего специалиста в жюри или экспертный совет. Тем более, что они смогут поделиться с журналистами информацией о рынке, о его «подводных камнях». И, конечно, в состав должны входить представители федеральных и международных СМИ.
- Помимо собственно конкурса и общения журналистов между собой и с представителями бизнеса и власти вы проводите и обучающие мероприятия?
- Да, стараемся, чтобы участники получали новую информацию. Обучающий день, предваряющий церемонию вручения премии, состоит из мастер-классов, точнее, из выступлений экспертов финансового рынка и представителей федеральных и международных СМИ.
При этом формат обучающего дня – открытая дискуссия. В любой момент журналисты могут перебить докладчика, чтобы выразить своё несогласие, задать уточняющий вопрос или поделиться собственным опытом.
обсуждение