При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Действующее законодательство, регулирующее рынок форекс в России, вызвает много вопросов и критики у профессионального сообщества. Но как говорится Dura lex, sed lex. Как же регулируют этот сегмент в других странах, в частности в США? Различия есть и они довольно существенны. В интервью Finversia.ru подробнее рассказывает председатель совета директоров Финансовой Комиссии (FinaCom LTD) Петр Татарников.
- Какие же все-таки основные различия российского форекс-регулирования с американским законодательством?
- В Америке форекс регулируется достаточно жестко. Местным брокерам и дилерам приходится соответствовать очень строгим правилам. Каждая компания, предоставляющая возможность торговли товарными фьючерсами или валютами, имеет статус либо фьючерсного брокера - futures commission merchant (FCM), или розничного форекс-дилера - retail foreign exchange dealer (RFED).
В США торговля на финансовых рынках ведется давно, гораздо дольше, чем в России. За это время была разработана масса правовых норм, призванных осуществлять эффективный контроль за деятельностью компаний, обеспечивать финансовую стабильность, а также регулировать отношения трейдеров, инвесторов и других участников рынка цивилизационным способом. Эта задача возлагается на Комиссию по торговле товарными фьючерсами - Commodity Futures Trading Commission и Национальную фьючерсную Ассоциацию (NFA).
Для предоставления услуг по торговле на рынке форекс физическим лицам, необходимо получение лицензии и наличие собственных средств компании на уровне 20 миллионов долларов. Дополнительно, компании обязаны поддерживать определенный нормами рисковый капитал, который рассчитывается на основе открытых валютных позиций дилера со своими клиентами.
Кроме того, форекс-дилеры обязаны ежедневно отчитываться по текущей капитализации. И, наконец, в США, в отличие от России, дилер обязан хеджировать риски, если размера собственной капитализации недостаточно для удовлетворения требований. В отличие от США, в России дилер не может хеджировать риски, и обязан брать все риски на себя.
- Основной аргумент российского мегарегулятора – Банка России – в поддержку нынешней редакции закона, что он призван максимально защищать права клиентов…
- В России трейдер может обратиться со своими претензиями только в суд. В США, а также в других странах, для разрешения спорных ситуаций существуют финансовые омбудсмены, арбитраж и другие пути досудебного урегулирования споров.
Например, организация, которую я представляю. Она помогает трейдерам и дилерам преодолеть все сложности, и является эффективной альтернативой существующим, дорогостоящим и затратным по времени способам разрешения, например, судебным инстанциям. Надо понимать, что для клиента с оборотом несколько десятков тысяч рублей (а таких в России много) судебные разбирательства слишком дорогое удовольствие. Более того, суд эффективен тогда, когда речь идет о проблемах связанных с прямым невыполнением договоров. В нашем же случае речь идет об электронной торговле, которая подразумевает множество технических, рыночных и прочих аспектов. Следовательно, для определения качества выполнения основной услуги и оценки ответственности сторон в случае инцидентов, требуется очень серьезная экспертиза. Поэтому такие отраслевые организации, как Финансовая Комиссия являются наиболее доступным и эффективным местом разрешения споров.
Правовые пути решения, такие, как обращения в национальные суды, упомянутые в рамках клиентских соглашений, должны быть самым последним вариантом, и не тем местом, куда должен идти клиент в случае невозможности разрешения спора со своим брокером напрямую.
- А какие могут быть претензии у дилера?
- Как правило, они носят технический характер. Взлом программного обеспечения или так называемый хищный трейдинг.
- У российских трейдеров критику вызывает размер кредитного плеча – 1 к 50. Есть мнение, что это слишком мало, практика показывает, что оптимальный вариант – это 1 к 100 или даже 1 к 200…
- В США размер плеча для трейдеров также ограничен. По основным валютам (доллар, евро, фунт, иена) плечо 1 к 50. Данное ограничение не распространяется на сделки, контрагентами по которым являются профучастники рынка – банки, инвестиционные компании, дилеры, посредники или физлица с капиталом от $10 млн.
Справедливости ради отмечу, что во многих странах регуляторы не определяют минимальный уровень маржинального обеспечения (максимальное плечо). Компании самостоятельно определяют уровень максимального кредитного плеча, исходя из соображений внутренней политики управления рисками, требований к рисковому капиталу, а также условий, которые компании могут получить от своих контрагентов. Все взаимосвязано: чем выше плечо дилер предлагает клиентам, тем выше объем открываемых клиентами позиций, следовательно, рисковый капитал дилера(рассчитываемый от открытых позиций дилера) увеличивается.
Говоря об условиях, можно рассмотреть простой пример. Если контрагент дает дилеру плечо 1:100, а дилер, в свою очередь, предлагает клиенту плечо 1:500, то при необходимости хеджирования риска на контрагенте, дилеру понадобится внести собственные средства, так как залоговых средств клиента будет недостаточно.
Анализ предложений дилеров подтверждает, что существуют разумные максимумы плеча, которые зависят от типа и размера счета. Например, компании, предлагающие исключительно STP-модель (прямой вывод сделок на контрагента), не дают плечо выше 1:100. В данном случае, такое ограничение продиктовано как раз условиями поставщиков ликвидности.
Опыт Соединенных Штатов и Японии, где плечи были принудительно снижены регуляторами до 1:50 и 1:25 соответственно, показал значительное падение объемов торговли и общее снижение интереса к отрасли. Трейдеры перемещаются в другие юрисдикции.
- Почему у нас форекс пользуется таким успехом?
- Для россиян курсы валют традиционно являются важным параметром. Мы всегда следим, сколько стоит доллар или евро, ориентируемся на эти цифры, в расчете на курс строим семейный бюджет и планируем будущее. Поэтому форекс в России – актуальный сегмент финансового рынка. Поэтому важно, чтобы мегарегулятор все-таки создал такие условия, при которых российские трейдеры не будут убегать в другие юрисдикции.
Напомню, что в США первоначальный вариант законодательного регулирования был довольно мягким и лояльным по отношению к участникам рынка. Затем, когда рынок сформировался, регулятор изучил и выявил слабые места, гайки подкрутили.
В России происходит наоборот. Принят самый жесткий вариант регулирования, сегодня дилерам остается начать работать при этих условиях, а затем, возможно, что-то будут менять и ослаблять. На мой взгляд, подобная ситуация делает российский закон о форексе неконкурентноспособным, толкая трейдеров уходить к иностранными дилерам. Тем более, что почти все они имеют вариант интерфейса на русском языке. Лично мне российский форекс в его нынешнем варианте не интересен.
- А как же налоги? Банк России очень хочет, чтобы трейдеры уплачивали налог на доходы…
- В идеале, налог на доходы физлица должны платить самостоятельно и добровольно, а главное, вне зависимости от места получения дохода. Другое дело, насколько наши граждане готовы раскрывать такую информацию. Так сложилось, что в силу разных причин многие россияне предпочитают импортный продукт, с форексом происходит то же самое.
- Иногда можно услышать мнение, что форекс в России никому особенно не нужен.
- Рынок в России раз в 10 больше, чем в локальный рынок США по количество клиентов. Важно понимать, что 80% форекс-трейдеров в США, это иностранцы. Если мегарегулятор желает, чтобы эти средства, выражаясь простым языком, торговались в России, то нужно все-таки создать конкурентные условия. Силой и исключительно политической волей клиентов проявлять финансовый патриотизм не заставишь.
Страна |
Орган по разрешению споров |
Годовое членство для FX компаний |
Стоимость для Клиента |
Стоимость для Брокера |
Макс. |
Среднее время рас- |
---|---|---|---|---|---|---|
США |
Арбитражная программа Национальной Фьючерсной Ассоциации (NFA) |
Членские взносы в NFA $125,000 + сопут- |
Стоимость подачи $50-$1,550 |
Стоимость подачи $50-$1,550 |
|
5 месяцев |
$300-$500 в час |
$300-$500 в час |
|
Нет данных |
|||
Новая Зеландия |
~$700-$1,400 |
$0 |
Стоимость подачи жалобы ~$240, + от $700 до $4,000 |
$135,000 |
2 месяца |
|
~$1,200 |
$0 |
От $370 до ~$1,400 |
$135,000 |
Нет данных |
||
Австралия |
~$300 и выше, в зависимости от размера компании + членский взнос в ASIC (Австра- |
$0 |
До ~$2,300 за внешнюю консуль- |
$114,000 |
2 месяца |
|
Англия |
Членские взносы в FCA (Управление по финансовому регули- |
$0 |
$0 |
~$210,000 |
2 месяца |
|
Кипр |
Членские взносы в CySEC (Кипрская комиссия по ценным бумагам и биржам) от ~$4200 до ~$85,000 в зависимости от размера бизнеса |
~$23 |
$0 |
~$56,000 |
6 месяцев |
*Все платежи указаны в долларах США, пожалуйста, учитывайте внутренние курсы валют.
**Обращайтесь к официальным сайтам для получения наиболее точной и актуальной информации, так как условия могут меняться.
обсуждение