При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Выдачи кредитов в России растут, но, как это ни странно, риски невыплат одновременно не увеличиваются. В этой связи эксперты не ждут, что коллекторы в ближайшие год-два столкнутся с массовой передачей им проблемных активов для взыскания. Такой вывод можно сделать по итогам Всероссийской конференции «Весна НАПКА 2019», состоявшейся 24 апреля.
С головным докладом на конференции выступил Иван Комиссаров, начальник отдела исследований EOS. Эксперт отметил, что реальные доходы населения стали предметом жарких споров в последнее время: их негативная динамика разошлась с положительными показателями роста реальной заработной платы. И в итоге была утверждена новая методика расчета Росстата, которая существенно увеличивает долю наблюдаемых доходов, а также учитывает расходы на трансграничную торговлю.
Зарплата растёт
Так, среднемесячный объём начисленной заработной платы в прошлом году составил 43 тысячи рублей, что на 10,3% выше, чем в 2017 году. Что касается кредитного финансирования розничного спроса, то, естественно, оно выросло: на 5,7 процентных пунктов и достигло 29,9%.
– Неоднозначный показатель с точки потенциальных рисков, – заметил Комиссаров.
Растет и среднемесячный объём платежей по кредитам заемщиков банков: в 2018 году он составил 656 млрд рублей, что на 11% больше, чем в 2017 году. Однако, при этом, индекс PTI (payment to income) по расчетам Национального бюро кредитных историй в октябре 2018 года составил 23,6%, уменьшившись по сравнению с 2017 г. на 1,1 процентный пункт. Кроме того, снизился и объём просроченной задолженности: в 2018 году он составил 1,4 трлн руб., уменьшившись на 12,5%. Снижение доли NPL в ссудном портфеле за прошлый год составило 6,4 процентных пункта.
Иван Комиссаров также рассказал, что происходит непосредственно с коллекторским рынком. Общее количество кейсов, переданных коллекторским агентствам, впервые составило 6,4 млн единиц (рост на 1,1 млн единиц). Вырос и средний размер задолженности в рамках первого размещения – до 79,4 тыс. рублей с 73,6 тыс. рублей в 2017 году.
Контактность с должниками снижается, как и средний уровень «сдержанных обещаний»
В EOS отметили также снижение среднего уровня контактности агентских портфелей в работе: на 6,7 процентных пунктов ниже аналогичного показателя 2017 года. Отмечается и снижение по другим параметрам взыскания. Например, средний уровень сдержанных обещаний по оплате в 2018 году составил 26,5%, что на 0,4 п.п. ниже аналогичного показателя 2017 года.
Олег Лагуткин, генеральный директор бюро кредитных историй «Эквифакс», попробовал сделать прогноз на будущее. По его словам, банки – несмотря на кредитную активность в целом – ведут себя осторожно и стараются не нагружать заёмщиков дополнительными обременениями:
– Чего не скажешь, к сожалению, о некоторых МФО. Что касается банков, то мы видим, как банки вместе с ростом кредитов наращивают качество. Я бы сказал, что риски даже чуть-чуть улучшаются. Может показаться, что налицо некое противоречие. Потому что в прессе активно муссируется миф о тотальной закредитованности. Да, растет закредитованность, но не надо забывать об эффекте низкой базы. Я бы не стал говорить о перегреве.
Иван Комиссаров считает, что ждать большой передачи активов коллекторам через год-два не стоит.
Операторы помогают коллекторам
Галина Овчинникова, отвечающая в компании «Мегафон» за связи с госорганами, рассказала участникам конференции, что её компания создала сервис «Статус 2.0». Благодаря сервису, кредиторы могут получить информацию о модели телефона заёмщика, а также о том, в каком городе он находится, о статусе сети (когда последний раз абонент был в сети).
Сбербанк снимает социальную напряженность
Елена Зарубина, исполнительный директор, начальник отдела организации судебного и исполнительного производства Управления организации розничного сбора департамента по работе с проблемными активами Сбербанка, рассказала о реализации полностью автоматизированной комплексной системе по взысканию задолженности. Банк самостоятельно идентифицирует и анализирует все выплаты, которые поступают на счёт должника, и рассчитывает доступную сумму для взыскания согласно закону. Комплексный учёт удержаний с дохода исключает риск двойного взыскания. Банк информирует должника о причинах взыскания, сообщает реквизиты для исполнительного производства, даёт необходимые ссылки и информирует о других существенных условиях, включая раздел на сайте «Ответы на вопросы».
– В итоге мы получили рост лояльности к банку, снижение репутационных рисков, снижение издержек банка, связанных с взысканием. Получили рост уровня взыскания задолженности, – сообщила Елена Зарубина.
Учитывая опыт Сбербанка, в закон об исполнительном производстве будут внесены поправки, они вступят в силу с июня 2020 года.
Екатерина Малетина, директор по продажам CSBI, рассказала о цифровых сервисах для юридического взыскания и платформе Digidebt.
Советники помогают должникам
Андрей Паранич, директор Ассоциации «Национальная лига независимых инвестиционных советников», рассказал о роли финансовых советников в помощи задолжавшим заёмщикам:
– На сегодня «нормативка» стала такой сложной, что человек, зачастую, мало что понимает – какие у него права и какие обязанности. И поэтому мы видим роль советников в том, чтобы помочь заёмщику разобраться. Я считаю, что советник может стать посредником.
Павел Михмель, генеральный директор ПКБ, продемонстрировал обучающий ролик для коллекторов.
Коммерческий директор ООО «АБК» Елена Терехова и начальник отдела интеграции компании Татьяна Орлова представили мобильное приложение для сотрудников, осуществляющих личные встречи с должниками. Приложение предоставляет сотруднику полную информацию о заёмщике, размере долга и активностях, позволяет вносить информацию о выездах, дополнительные контактные данные, осуществлять фото-, видео- и аудио-фиксацию, а также осуществляет мониторинг перемещений выездного сотрудника при помощи GPS/ГЛОНАСС.
НАПКА – победитель в интеллектуальной игре
После официальной части состоялась неофициальная – интеллектуальная игра в стиле «Что? Где? Когда?», ведущим которой выступил Ян Арт, эксперт комитета Госдумы по финансовому рынку, член совета НАПКА.
Первое место с большим отрывом от конкурентов заняла команда НАПКА – 56 очков. Команда, которую выставила компания EOS, набрала 26 очков, команда CSBI – 14 очков. Лучшим игроком признан первый вице-президент НАПКА и президент группы компаний «Финансовое Агентство по Сбору Платежей (ФАСП)» Александр Морозов.
Москва.
обсуждение