Суббота, 23.11.2024
×
Гиперинфляция? Обвал рубля? Заморозка депозитов? Падение биржи? Потеря доходов? | Ян Арт. Finversia

Финрынку пожелали больше продуктов и женщин в руководстве

Аа +
+4 -0

О результатах годовой работы и взглядах на развитие российского финансового рынка на традиционном предновогоднем пресс-завтраке рассказали топ-менеджеры ассоциации «НП РТС».

Встреча с журналистами прошла с видом на Кремль – в Гранд Кафе Dr.Живаго на Моховой. В ней приняли участие председатель совета директоров ассоциации «НП РТС» Анатолий Гавриленко, ее президент Роман Горюнов, управляющий директор по развитию расчетно-клиринговых сервисов Светлана Рыбина, а также Евгений Сердюков, генеральный директор Санкт-Петербургской биржи.

На этот раз Роман Горюнов предложил обойтись без докладов и отчетов и просто пообщаться за столом в свободной форме.

Финансы – в регионы

Первый вопрос от журналистов касался положения дел с развитием инвестиционной системы «Восход». «Сейчас у нас в разработке находится около 10 эмитентов. И я надеюсь, что примерно 5-6 размещений мы увидим в первой половине 2018 года», – ответил Роман Горюнов. Он напомнил, что целью этого проекта, которую «НП РТС» реализует совместно с Фондом развития Дальнего Востока (ФРДВ), является привлечение частных инвестиций через фондовый рынок в динамично развивающиеся малые и средние компании дальневосточного региона.

Спикер также рассказал, с какими основными препятствиями в реальной жизни столкнулась система. «Ключевая проблема в том, что региональные компании малой и средней капитализации не очень хорошо себе представляют, что нужно для публичности, не готовы на некоторые усилия, которые для этого нужны. И я говорю не только о финансовых усилиях, но и о морально-организационных, например, в части раскрытия информации о себе. Вообще, предприятия на Дальнем Востоке, грубо говоря, делятся на две категории. Одна – это те, у которых все хорошо, для которых госбанки устраивают своеобразный «демпинг» по кредитам. Давая деньги, скажем, под 8%. Другая категория – компании, которым денег никто не дает. И у них все не очень хорошо. Для финансового рынка, конечно, интересна первая категория. Но им в свою очередь не интересен финрынок. Приходится долго собственникам объяснять, что выход на финансовый рынок – это не сиюминутная тактическая задача, а возможность привлечения денег в долговременной стратегической перспективе. И что только первый выход является дорогим, а потом будет все дешевле и дешевле. В общем, процесс с «Восходом» оказался несколько сложнее, чем мы предполагали на старте», – признался Роман Горюнов. Он также добавил, что вторым серьезным препятствием является ужесточение требований к эмитентам со стороны регулятора.

– И правильно делает, что предъявляет требования, – вставил ремарку Анатолий Гавриленко. – На рынке сейчас очень много тех, кто им совсем не отвечает. Отсюда и боязнь того же крипторынка. Появляются проекты, которые реально за собой никакого содержания не имеют. Ты покупаешь непонятно что, потому что это кто-то назвал криптой. А что этой криптой стоит, кроме самой крипты – неясно. Отсюда все эти разговоры про опасность «пузырей». Я считаю, что требования регулятора еще далеки до той необходимой нагрузки, когда инвестор сможет чувствовать себя спокойно, покупая тот или иной актив.

Анатолий Гавриленко также высказал мнение относительно слов Романа Горюнова о «демпинге» госбанков. «Это не демпинг в классическом понимании. Это не значит, что плохие люди занимаются чем-то вредным. Это просто такой подход, который рождается из-за уверенности, что за тобой стоит государство со всей своей мощью. Нормальное явление в условиях огосударствления рынка. И еще хочу добавить относительно долгосрочных перспектив для привлечения средств на финрынке. Бизнесу, особенно в регионах, деньги нужны здесь и сейчас, и это вопрос выживания. Иначе большинству просто незачем думать о завтрашнем дне», – продолжил «рецензировать» речь своего партнера Анатолий Гавриленко.

Председатель совета директоров «НП РТС» выразил уверенность, что участникам финансового рынка нужно больше работать с регионами. По его мнению, доступность финансовых продуктов и услуг для периферии, особенно на отдаленных от центра территориях, оставляет желать лучшего. «Как бы мы в Москве не надувались от собственной значимости, на местах про это ничего не знают. У нас 9 часов разница во времени между крайними поясами. Пока здесь рынок работает, там спят. И просыпаться каждую ночь, чтобы посмотреть, почем тут акции и облигации, никому не интересно. Потому что рынок не настолько развит, люди не так сильно мотивированы для участия в нем, как, к примеру, в США», – сказал Анатолий Гавриленко.

По его словам, реальное развитие отдаленных территорий, в том числе дальневосточных, возможно только при создании на местах дееспособных финансовых центров. «Ведущая биржа должна или работать 24 часа в сутки, или нужно создавать территориальные филиалы. Да, Московская биржа в свое время пыталась открывать офисы в регионах, но что-то пошло не так, они потихоньку отмирали. Но что-то подобное все равно надо пробовать», – продолжил он.

В этой связи Анатолий Гавриленко назвал решение «НП РТС» создать систему «Восход» исключительно верным. «Каждый регион имеет право на свой финансовый центр. Если, например, не будет такого центра на Дальнем Востоке, то никогда там ситуация в лучшую сторону не изменится», – добавил эксперт.

Про параллели и перпендикуляры

Конечно, не обошлась беседа без темы криптовалют. Роман Горюнов рассказал, почему не состоялось анонсированное партнерство «Восхода» с компанией «ЛавкаЛавка» по ICO BioCoin. «Мы сразу сказали, что сначала будем ждать решения регулятора о «криптовалютной песочнице». Банк России, как известно, до конца этого года должен определиться с тем, что он в песочнице будет делать, как отбирать проекты и как они будут функционировать. К середине следующего года есть поручение создать некоторое регулирование или, по крайне мере, концепцию регулирования в отношении рынка криптовалюты. Хотя, я не очень верю, что это возможно в сжатые сроки. Пока дискуссии о песочнице происходят внутри Банка России. На публичное обозрение ничего не выносится», – сказал Роман Горюнов.

Анатолий Гавриленко в свою очередь высказал мысль, что песочницы с той же криптой нужно в первую очередь устраивать на дальневосточных территориях, «разрешая там то, чего в остальной стране еще нет».

Роман Горюнов еще раз озвучил тезис, который часто звучит на всевозможных мероприятиях, где затрагивается криптовалютная тема: «Регуляторы во всех странах с одной стороны боятся, что в случае с криптовалютой откроют ящик Пандоры, с другой – боятся упустить возможности, который может открыть этот рынок и связанные с ним технологии. Пока все, что происходит в криптомире, абсолютно перпендикулярно тому, что умеют делать регуляторы. Поэтому пока у них от всего этого «едет крыша». Криптомиру, в свою очередь, регуляция не очень-то и нужна. Единственная точка соприкосновения интересов – конвертация криптоактивов в реальные деньги. Государство, которое первым создаст в своей юрисдикции наиболее комфортную соответствующую среду, условия по налогообложению и пр., снимет все сливки».

Попытка конкуренции

О некоторых итогах Санкт-Петербургской биржи рассказал Евгений Сердюков. По его словам, та задача, которая озвучивалась на прошлогоднем пресс-завтраке, была выполнена. – После запуска в сентябре 2016 года технологии предоставления доступа к мировой ликвидности объем торгов на нашей бирже увеличился более, чем в 10 раз. Ежемесячно объем торгов прирастает на 15-20%, а в ноябре было зафиксировано 50%-ое увеличение, и в конце месяца он составил $80 млн в день. Что больше всего впечатляет, это то, что сами по себе инструменты мегаинтересные. Если сравнить, насколько выросли самые ликвидные бумаги, которые торгуются у нас, и которых нет у наших единственных конкурентов, с их наиболее ликвидными инструментами, то цифры говорят сами за себя. Достаточно сказать, что на 50% за год выросли акции Amazon, Apple, Facebook, тогда как у Московской биржи доступа к сопоставимым продуктам просто нет, – сказал Евгений Сердюков.

– Акции Сбербанка выросли на 30%, – напомнил Роман Горюнов.

– Хватит хвалить американский рынок, – вмешался в разговор Анатолий Гавриленко.

– Я хвалю глобальных лидеров, а не американские компании, – ответил Евгений Сердюков. А Роман Горюнов добавил, что попав на наш рынок, бумаги иностранных эмитентов уже становятся частью российской экономики.

Предновогодний пресс-завтрак группы компаний НП РТС
Предновогодний пресс-завтрак группы компаний НП РТС
Фото: Альберт Тахавиев, Finversia.ru

«Также в первом квартале 2018 года у нас стартуют торги ETF. Пока только для квалифицированных инвесторов. Сначала мы планируем дать доступ к 50 ETF, затем – к 200. А в перспективе рассчитываем, что к ним будут допущены и розничные инвесторы – для этого нужны некоторые изменения в регулировании», – продолжил Евгений Сердюков. По его словам, ETF уже очень сильно заинтересовались управляющие компании. «Это очень удобный и выгодный способ. Я бы сам, например, купил ETF на индекс волатильности, который сейчас находится на самых низких уровнях. Но, увы, не имею ни права, ни возможности», – добавил он.

– Это наша, можно сказать, основная миссия – расширение возможностей для российских инвесторов, – заметил Роман Горюнов. – То, что сейчас торгуются почти все иностранные бумаги, к которым мы дали легитимный доступ, доказывает, что эти возможности необходимы. Жить в условиях парадигмы, что у нас есть 10 видов ликвидных бумаг на рынке, и на большее количество не будет спроса, – не правильно. Замечу, что помимо иностранных инструментов, мы в будущем собираемся выводить новые российские.

«Наша проблема в том, что мы, хоть и растем, но пока тратим на новые проекты больше, чем на них зарабатываем – в целом, примерно на 50%. Хорошо, что есть банк, который «закрывает» разрывы», – заметил Анатолий Гавриленко. После чего вопрос об успехах Бест Эффортс Банка был переадресован Светлане Рыбиной.

Она напомнила, что эта структура изначально создавалась для обслуживания профучастников финрынка – брокеров, дилеров, УК, страховых компаний, банков. «Основная наша функция – обеспечение им доступа на российские и международные площадки. Есть еще дополнительные сервисы – единая позиция. Если в 2016 году нашей «фишкой» была единая позиция на всех рынках Московской биржи, то в этом году мы открыли кросс-биржевую единую позицию. То есть, у нас имеется возможность совершать операции с помощью высокотехнологичных онлайн-сервисов с единого счета на Московской бирже, на Санкт-Петербургской, и есть единые продукты с зарубежными рынками», – рассказала Светлана Рыбина.

– Прибыльных банков сейчас мало – только Сбер и Бест Эффортс, – пошутил Анатолий Гавриленко. – Но у нас есть преимущество – у нас во главе стоит женщина. Это та модель, за которую я ратую: больше надо женщин в руководство.

– Греф – тоже неплохой руководитель, – ответила Светлана Рыбина.

– Не нарывайся на аналогии, – предупредил Роман Горюнов.

Разочарования и надежды

Своим главным разочарованием на современном финансовом рынке Анатолий Гавриленко назвал отмирание конкуренции. «У нас конкурентное поле все больше сужается. Три года назад на всех мероприятиях я предупреждал коллег – это наш рынок, мы должны его строить под себя, а вы только и делаете, что пытаетесь успеть за всеми предписаниями, которые вам спускают сверху, вы перестали думать о развитии. И мне говорили, что это не так, что все находится под контролем. А теперь я вижу, что был прав. Недавно на одном крупном форуме все снова выступали и говорили, как важно развивать конкуренцию, равные условия и пр. А потом вышел на трибуну представитель регулятора и рассказал, как ЦБ собирается устроить на рынке революцию и развивать его так, как считает нужным. И все, кто до этого говорил о рыночной конкуренции, молчали», – поведал историю Анатолий Гавриленко. В то же время он добавил, что связывает надежды «с высоким профессионализмом тех, кто работает в Банке России».

Москва.

фото события

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)