При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Финам созвал ведущих экономистов, чтобы обсудить пределы повышения ставки Банком России, влияние ставки на курс рубля и на динамику фондового рынка, а также что стоит ожидать от встречи Джо Байдена и Владимира Путина.
Реальный уровень инфляции в стране
Александр Скоробогатов, профессор НИУ ВШЭ, считает, что инфляционная спираль уже запущена:
– Инвестиционная спираль, по факту, постоянно работает в большинстве рыночных экономик. Это касается и России. Поэтому можно ожидать продолжения той же тенденции.
Говоря о защитных активах, эксперт напомнил, что они «могут глубоко падать вместе с рынком во времена кризисов и высоко подниматься на ожиданиях инфляции».
Сергей Хестанов, советник по макроэкономике генерального директора «Открытие Брокер», в свою очередь, добавил, что у золота и серебра свои тренды:
– То же золото с 1982 по 2000 год подешевело к доллару почти в два раза (по номиналу).
Эксперт также напомнил, что потребительская инфляция всегда заметно выше «официальной» инфляции:
– В спокойные времена – примерно в 1,5 раза выше, а в кризис – больше. Так что удивляться тут нечему. Это нормально.
Противостояние Вашингтона и Пекина
Александр Абрамов, профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций ГУ-ВШЭ, отметил, что в последнее время конкуренция между странами стала жёстче:
– Это порождает, конечно, многие риски. Но я бы не стал слишком сильно драматизировать эту борьбу. В конце концов, ни США, ни Китай уже не могут экономически существовать друг без друга, поэтому рано или поздно в мире будет выработана новая модель их сосуществования. Главное, чтобы ни в США, ни в Китае в высшую политику не проник вирус экстремизма, то есть желания решать противоречия в опасных для человечества формах. Но лично я верю в серьезность американской и китайской элит и в их разум.
Госдолг США и повышение ставки
– Почти весь американский госдолг сделан под ставку от 0 до 0,25%. Повышение ставки никак не увеличивает выплаты по уже созданному госдолгу. В 1946 году госдолг/ВВП в США был в 1,4 раза больше, но ничего плохого не случилось, – заметил Сергей Хестанов.
«Проблемы с госдолгом США возникнут не ранее чем лет через 10-15», – Сергей Хестанов, «Открытие Брокер»
По его словам, если проблемы и возникнут, то «не ранее чем лет через 10-15».
Дмитрий Полевой, директор по инвестициям «Локо-Инвест», добавил, что в данном случае важна именно реальная ставка:
– А она остается и будет оставаться сильно-отрицательной. Наконец, рано или поздно будут приниматься решения о повышении налогов. Поэтому с этой стороны каких-то серьезных угроз вряд ли увидим.
РТС: 2000 или 3000?
– Обычно на динамику индекса РТС влияли два внешних фактора – цена на нефть и приток средств иностранных инвесторов. В последние годы поведение иностранных портфельных инвесторов стало меньше влиять на рынок, поэтому решая вопрос о 2000 или 3000 пунктах, я бы внимательно смотрел на цену нефти. С моей точки зрения серьезного и стабильного потенциала роста у нефтяных цен нет, за исключением фактора количественных смягчений на глобальных рынках. Но этот фактор не вечен, хотя может еще работать и год, и два, – прогнозирует Александр Абрамов.
Альберт Короев, начальник отдела экспертов «БКС Мир инвестиций», в свою очередь, считает, что цель 3000 по РТС – «весьма далекая»:
– Думаю, пока вверху стоит выделять цели в районе 1900.
Инфляция и курсы
Дмитрий Полевой считает, что рост инфляции частично поддержит валюты развивающихся стран, включая рубль, привлекательность которого для керри-трейда восстанавливается из-за возросших ставок и снижения волатильности:
– Поэтому каких-то серьезных рисков для рубля мы не видим, но глобальная волатильности в долларе против основных валют может транслироваться и в колебания рубля.
В «БКС» прогнозируют, что пара usd/rub в ближайшие месяцы может оставаться в диапазоне 70-75.
Анна Зайцева, аналитик Финама, заметила, что всё будет зависеть от того, как ФРС будет реагировать на вероятное дальнейшее ускорение инфляции:
– Пока в Федрезерве придерживаются мнения о том, что нынешний рост потребительских цен носит временный характер, и не считают необходимым сворачивать монетарные стимулы. Собственно, по этой причине доллар США пока остается под давлением. Однако, как только Федрезерв начнет менять свою риторику, то нисходящий тренд по доллару может развернуться вверх. При этом важно учитывать, что ФРС при определении своей монетарной политики ориентируется не только на данные по инфляции, но и на статистику по рынку труда, который на данный момент еще не полностью восстановился после кризиса.
В Финаме также считают, что рубль может продолжить укрепляться до уровня 69 рублей за доллар. При этом индекс DXY, отражающий курс доллара по отношению к шести основным мировым валютам, вероятно, будет колебаться вблизи отметки 90,00.
Курс рубля до конца года
– 72-73 рублей за доллар к концу года с возможным повышением волатильности летом. Диапазон 72-76 пока выглядит вполне вероятным на горизонте 6-12 месяцев, – считает Дмитрий Полевой из «Локо-Инвест».
«72-73 рублей за доллар к концу года с возможным повышением волатильности летом. Диапазон 72-76 пока выглядит вполне вероятным на горизонте 6-12 месяцев» – Дмитрий Полевой, «Локо-Инвест»
– Наш целевой диапазон по курсу USD/RUB на конец 2021 года составляет 69-72 руб./долл, – прогнозирует Анна Зайцева из Финама.
Ставка и доходность банков
Александр Абрамов говорит, что рост ключевой ставки до определенной меры будет способствовать росту прибыли банков и привлекательности их депозитов:
– Но слишком высокая ставка может снизить спрос на кредиты и привести к росту токсичных активов. Но прогнозировать оптимальный уровень ключевой ставки в российской экономике я бы не решился.
Потенциал российского рынка
– По основным мультипликаторам российский рынок остается дешевым, плюс дает ожидаемую дивидендную доходность около 7-8%, поэтому для средне/долгосрочных вложений он остается интересным, позволяя надеяться на превышение ожидаемой инфляции, – полагает аналитик «Локо-Инвест».
– Внутренний фондовый рынок на долгосрочных горизонтах будет приносить позитивную реальную доходность. Но по нашим расчетам со студентами на перспективу доходность внутреннего фондового рынка не позволит тем же портфелям пенсионных накоплений НПФ существенно повысить коэффициент утраченного заработка участников по сравнению со страховой пенсией. Иными словами доходность внутреннего рынка не будет сильно переигрывать рост заработной платы или инфляцию (то на что индексируется заработная плата) . Конечно, разные классы активов на внутреннем рынке будут сильно отличаться по параметрам доходности-риска. Но выскажу, может быть, спорное предположение, что при планировании долгосрочных сбережений игнорирование фактора глобальной диверсификации активов, на мой взгляд, было бы ошибкой, – предупреждает Александр Абрамов из ГУ-ВШЭ.
Привлекательные сектора экономики
Александр Скоробогатов среди них отмечает авиаперевозки:
– Ввиду как глубокой и не выкупленной просадки, так и восстановления спроса. Интересны цветные металлы. Золото как защитный актив в условиях потенциальной инфляции, палладий и платина -– в связи с растущим производством электромобилей и переходом к зеленой экономике. У нас по-прежнему интересна нефтянка, так как она ещё не полностью восстановилась, хотя условия в виде цены на нефть и курса доллара сейчас лучше, чем до коронакризиса. Участившиеся случаи хакерских атак делают актуальным сектор кибербезопасности.
– Я бы в большей мере ориентировался не на отраслевые, а факторные стратегии. В текущей ситуации могут быть интересны, например, акции дивидендных компаний и акции компаний с малой капитализацией, – полагает Александр Абрамов.
Ставка и инфляция до конца года
– К концу года инфляция может быть в диапазоне 5,5-6%. Поэтому последний прогноз ЦБ в 4,7-5,2%, видимо, будет повышен. Но всё более важными становятся прогнозы на 2022 год. И здесь мы по-прежнему видим возможность вернуться к 3,5-4% к середине следующего года, – надеется Дмитрий Полевой, директор по инвестициям «Локо-Инвест».
Александр Абрамов считает, что перед Банком России стоит сложный выбор: если существенно повышать ставку в идеале можно, конечно, замедлить инфляцию (вопрос – до какого размера это делать). Но главным риском будет остановка процесса кредитования, замедление экономического роста и соответственно дальнейшее падение доходов граждан, считает эксперт:
– В реальности я думаю, что Банк России будет повышать ставку очень постепенно, скорее имитируя процесс и надеясь на иные меры, которые остановят инфляцию. Это разворот в ДКП центральных банков развитых стран и Китая, а также введение тотального административного контроля за ценами российскими властями.
Когда инфляция – зло, а когда – благо?
– В обычных условиях проценты по вкладу позволяют компенсировать 80-90% инфляции. Очень редко – больше. Как правило, проценты по вкладу обгоняют инфляцию только в короткие моменты, когда банкам срочно необходима ликвидность. В России так было в 2009 и 2015 годах. И длилось это чудо недолго, – вспоминает Сергей Хестанов из «Открытие Брокер».
Альберт Короев из «БКС», добавляет, что ставки по вкладам тяготеют к уровню инфляции:
– Но обогнать её на длинном горизонте сложно. Кроме того, не стоит забывать, что это официальная инфляция. Если говорить о структуре потребления каждого конкретного человека, влияние будет несколько иным. Очевидное зло – высокая инфляция, она порождает рост инфляционных ожиданий.
– Инфляция как ветер в море. Это и не зло, и не благо. Для сегодняшней ситуации в России растущая инфляция не вызывала бы больших проблем, если бы это было признаком оживления инвестиционного и потребительского спроса. Но это не совсем так. У нас инфляция растет при стагнации экономики, инвестиций и доходов граждан. И это очень тревожное явление. Я бы в меньшей степени сейчас беспокоился об инфляции, больше думал бы о перспективах роста, – говорит Александр Абрамов из ГУ-ВШЭ.
«Инфляция как ветер в море. Это и не зло, и не благо. У нас инфляция растет при стагнации экономики, инвестиций и доходов граждан. И это очень тревожное явление. Я бы в меньшей степени сейчас беспокоился об инфляции, больше думал бы о перспективах роста», – Александр Абрамов, ГУ-ВШЭ
– Если инфляция высокая и непредсказуемая, бизнесу сложнее строить планы, а у населения нет интереса сберегать, что ещё больше повышает инфляционные риски. Напротив, низкая инфляция или дефляция – это также зло, поскольку люди ждут снижения цен и откладывают покупки или инвестиционные решения. Именно поэтому многие центробанки таргетируют инфляцию на уровне около 2%, – отмечают в «Локо-Инвест».
Ставка и динамика рынка
Сергей Хестанов считает, что многое зависит от того, насколько будет повышена ставка, и что при этом будет сказано (это важно для ожиданий дальнейшего повышения). Если повышение ставки превысит ожидания рынка (0,5%-0,75%) – то в сочетании с жёсткой риторикой это может спровоцировать коррекцию, предупредил экономист.
В «БКС» уверены, что ЦБ поднимет ставку:
– Банк России старается быть в нужной степени предсказуемым, и ожидания закладываются постепенно. Соответственно и инвесторам нужно реагировать на возможные изменения не в день изменения ставки, а ранее, но для этого нужно уделять рынку время. Более того, ЦБ в определенной степени является догоняющим рыночные тенденции.
В Финаме уверены, что повышение ставки благоприятно для российского рубля в первую очередь, особенно в условиях ультрамягкой денежно-кредитной политики ведущих центральных банков мира. На среднесрочном горизонте это будет способствовать замедлению инфляции и возвращению реальных ставок в экономике в положительную зону, тем самым повышая привлекательность рублевых инвестиций:
– Однако в текущем курсе рубля уже во многом заложены ожидания повышения ставки на 0,25-0,50 п.п., в связи с чем мы не ждем существенного колебания курса после заседания Банка России.
– Существенное повышение ставки повысит привлекательность инструментов с фиксированной доходностью, прежде всего депозитов и ОФЗ. Замедление роста в таком сценарии вместе с повышением рыночных ставок, скорее всего, отрицательно отразится на доходности акций российских компаний. Но это, конечно, лишь предположение, – оговаривается Александр Абрамов.
Байден и Путин
Может ли оказать долгосрочное влияние на отечественную экономику предстоящая встреча между РФ и США на высшем уровне?
Сергей Хестанов из «Открытие Брокер», считает, что скорее нет, чем да:
– Обе стороны не возлагают на встречу больших надежд. В лучшем случае – удастся обозначить «красные линии». В остальном же встреча окажет в основном краткосрочное чисто психологическое воздействие на рынки.
Альберт Короев из «БКС» говорит, что реакция на сам факт встречи уже заложена в рыночные котировки и ждать каких-то судьбоносных заявлений по ее итогам не стоит.
– Я бы не строил больших ожиданий от этой встречи с точки зрения её вклада в развитие нашей экономики, – предполагает Александр Абрамов из ГУ-ВШЭ.
А Дмитрий Полевой из «Локо-Инвест», напоминает, что ключевые противоречия между нашими странами слишком сильны, чтобы убрать санкционные риски.
Москва.
обсуждение