При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
20 апреля в Фонде развития интернет-инициатив (ФРИИ) краудлендинговая площадка StartTrack провела очередную 7-ю бизнес-конференцию «Тактика роста». Основную тему для обсуждения условно можно сформулировать так: успешный бизнес и профессиональные коучеры делятся секретами «диеты» для начинающих и бывалых, но не сильно раскрученных предпринимателей. Что надо «кушать» и как себя вести, чтобы из маленького вырасти большим и сильным.
В экономике много плохо работающих денег
Открыл мероприятие, на котором присутствовали несколько сотен человек (между прочим, участие было платным), Костантин Шабалин, CEO StartTrack. Напомним, что StartTrack — одно из крупнейших сообществ инвесторов в России, краудинвестинговая площадка, созданная при поддержке ФРИИ. Starttrack – это площадка, где стартапы находят инвесторов, а инвесторы находят проекты для прямых инвестиций в развитие бизнеса.
Шабалин сообщил, что сегодня его компания – это более 1600 инвесторов, которые вложили около 1 миллиарда рублей в развитие чужого бизнеса. «Каждый день заключается 5-6 сделок, примерно треть инвесторов взамен на деньги получают долю в донорской компании. Минимальная инвестиция – 100 тысяч рублей. Средний портфель на одного инвестора – один миллион рублей», - сказал Шабалин. От отметил, что ставка по заимствованных средствам находится в районе 30% годовых, для проверенных партнеров она снижается до 22%. «Это сопоставимо с предложениями банком», - указал спикер. – «Но если для малого бизнеса получить банковский заем проблематично, а проще говоря – вообще маловероятно, то на нашей площадке он получает столько, сколько нужно. Естественно, после тщательных проверок на финансовую устойчивость и коммерческий потенциал».
Чем краудлендинг (или краудфантинг) привлекает инвесторов? Как считает Шабалин, люди со средствами не хотят хранить все свои деньги в банках. Причины общеизвестны – страховое возмещение всего на 1400000 рублей, если с банком случится что-то страшное. А это случается, и будет случаться впредь. Кроме того, в экономике много плохо работающих денег. Наконец, доходная часть. 30-25% годовых это втрое больше банковских депозитов. Риски конечно же имеются. Но любой бизнес – это риск.
Чем краудлендинг привлекает предпринимателей? StartTrack проводил опрос. В ответах, как ни странно, не только благодарили за деньги. Участие инвесторов помогло изменить стратегию ведения бизнеса, выстроить нормальную финансовую модель, наконец – вырасти. Некоторые компании за год увеличили свои объемы в 50 раз.
Сингапурская бабушка
Максим Фалдин, основатель интернет-бутика Little Gentrys, экс-президент компании «Викимарт», рассказал, что его опыт позволил сделать вывод, что бизнес бывает двух видов: коммерческий и инвестиционный. «Первый вариант, когда вы думаете о покупателе, то есть вся ваша стратегия направлена на то, чтобы удовлетворить спрос. Второй – когда вы стараетесь максимально понравится инвестору, мы это называем – привлечь деньги сингапурской бабушки. При втором варианте главная задача – хорошо выглядеть, поскольку строится инвестиционная пирамида, - рассуждает Фалдин. – Первыми эту модель бизнеса разработала Силиконовая долина, упрощенно ее можно охарактеризовать так – делать деньги на чужом капитале. Примерно так мы работали и в «Викимарте». Фалдин подчеркнул, что в 2010 году за «Викимарт» предлагали 20 миллионов долларов: «Но мы были слишком вдохновленные процессом и перспективами, глаза горели, поэтому от сделки вежливо отказались. Но из этой ситуации я извлек важный урок – если цена правильная, надо продавать. Сейчас я бы, скорее всего, продал».
Добавим, что активный рост компании длился до 2014 года. После того как произошла известная ситуация со сбитым «Боингом» основные акционеры Викимарта - фонд Tiger Global – вышел из проекта. Новые акционеры сменили стратегию, решили создать конгломерат е-коммерции и оффлайн магазина. Но у покупателей подобная модель ажиотажа не вызвала, акционеры перестали брать трубки, ушли в «тину»… Но это уже другая история.
«Счастье не в деньгах и не в их количестве, о в том, как ты их зарабатываешь, - подытожил Фалдин. – Поэтому я понимаю инвесторов, которые сегодня вкладываются в начинающий бизнес. Это интересно, ну и доход никто не отменял».
Все боятся стартапов
«Но тщательно это скрывают, - объявил Александр Бойков, основатель и управляющий партнер хостинговой компании Timeweb. – На самом деле, бояться не надо. Залог успеха канонический – найти уникальную (или близкую к этому) нишу, найти нормальных инвесторов. Например, крупная компания может на своей базе открыть корпоративный филиал, и действовать быстро».
Вторая установка, мешающая развитию, по мнению Бойкова, гласит, что главный всегда должен быть один. Бойков считает, что на начальной стадии стартапу достаточно 2 равнозначимых партнеров, далее может появиться третий, который будет заниматься, например, только финансами: «Ответственность можно и нужно разделять». Здесь уместно вспомнить слова Марк Твена, что если бы все люди думали одинаково, то в скачках на ипподроме не было бы никакого смысла.
Третья установка – все бизнесмены дураки. Этот тезис перекликается с предыдущим. Некоторые партнеры опасаются, что сегодня они в одной лодке, завтра – в разных, а в качестве бонуса – клиентская база, так называемая интеллектуальная собственность. На этот риск нужно смотреть философски. Есть много на свете, друг Горацио… И это тоже.
Четвертая установка – ставить только на быстрых лошадей. Бойков привел пример собственного бизнеса: «Очень хотелось выйти на рынок Германии, казалось, мы приобретем рост, но не сложилось, в итоге потеряли время. С другой стороны, что касается персонала, особенно топов. Если топ не приносит ощутимой пользы в течение месяца (то есть не является «быстрой лошадью», с ним надо расставаться».
Пятая установка – Profit First. Это о том, что нецелесообразно не вытаскивать деньги из бизнеса, все время тратя их на развитие, «оборотку» и т.д. «Я бы посоветовал выделять какую-то сумму каждый месяц на поощрение, если душа не позволяет – складывать на другой проект, на инвестиционную деятельность, а далее – пытаться прожить на оставшиеся средства. Вы увидите, сколько можно сэкономить, и каких незапланированных трат избежать», - сказал Бойков.
Краудфандинг подменил банки
Похожими советами и секретами маркетинга делились и прочие спикеры. Среди них были весьма успешные. В частности, совладелец модного сегодня заведения Burger Heroes Игорь Подстрешный, управляющий партнер SalesUp Consult и параллельно преподаватель в Российском экономическом университет имени Г. В. Плеханова Дмитрий Чередник, директор по развитию партнерской сети amoCRM Екатерина Самогаева и другие. Тезисно их выступления можно процитировать так: быстрее, выше, сильнее. Впрочем, без заемных средств эти правила соблюдать проблематично. Поэтому, все в краудфандинг, товарищи!
Член совета Московского отделения «Опоры России» Станислав Супрунов, считает, что основная причина бурного расцвета площадок взаимного кредитования в том, что малому бизнесу практически недоступны банковские кредиты: «А ведь финансирование МСБ — это прямая функция банков. Они должны выдавать деньги по нормальной ставке и с нормальными условиями, без требования залога для начинающего бизнеса, которого у него по определению быть не может».
Эту мысль подтвердили и участники встречи: «Когда долю в твоем бизнесе покупает сторонний человек, есть определенные риски. Могут позаимствовать и растиражировать идею, может случиться рейдерский захват. Если бы я с легкостью мог кредитоваться в банке, я бы так и делал. А сегодня частные инвестиции самый доступный вариант получить средства».
Москва.
обсуждение